От редакции: Форма и содержание


Новый учебный год ученики должны встретить в школьной форме - напомнил министр образования Дмитрий Ливанов. Ее возвращение инициировал лично президент, и, по данным фонда «Общественное мнение», президента поддержали 71% опрошенных и 78% родителей школьников.

Владимир Путин предлагал ввести форму региональными законами. Провинции просили у Москвы общих правил. Госдума обещала подтвердить новый дресс-код законодательно, но не собралась. Вероятно, поправки в закон «Об образовании» примут осенью. Теперь регионы не торопятся: немногие, как Брянская область, приняли единый стандарт формы. Другие, в частности Москва и Подмосковье, сохранили право устанавливать ее цвет и фасон самим школам, как это предусматривает нынешняя редакция закона.

Однообразие формы в отличие от ее обязательности вызывает разногласия. За единый стандарт - 63% сторонников формы, им противостоит внушительное (34%) меньшинство, которое хочет сохранить статус-кво. Некоторые директора школ торопились ввести форму, не спрашивая мнения родителей и попечительских советов. В интернете можно найти немало историй, когда от родителей требовали покупать форму определенного производителя, что порождало подозрения в ангажированности школьной администрации. Пострадать могут дети, чьи родители по разным причинам не приобрели форму. Но по закону школа не вправе отказать ребенку получать знания только из-за отсутствия формы. Исключать из школы за грубые неоднократные нарушения устава можно только после 15 лет.

Сторонники формы настаивают, что она дисциплинирует и сглаживает неравенство между семьями школьников. Дети найдут способ выделиться: цветом рюкзака, часами или телефоном. Есть еще экономические интересы отечественной легкой промышленности. Но пока от нововведений выиграли поставщики импортной детской одежды: российские производители предпочитают шить для более неприхотливых потребителей: армии, ФСИН и др.

В решении просматривается и идеологическая составляющая. Единая, обязательная форма для студентов и школьников вводилась в период наивысшего могущества империи при Николае I и имперского ренессанса при Иосифе Сталине. В эпоху реформ Александра II и Никиты Хрущева форма менялась, во время общественных потрясений 1920-х или 1990-х гг. о ней забывали. Можно сказать, что школьная форма - один из символов стабильности государства. Однако взрослым вряд ли стоит превращать детей в заложников своих эстетических и идеологических пристрастий.