Дороги подорожали

Московские власти меняют идеологию дорожного строительства: сделано будет меньше, но по более высокой цене. Часть давно анонсированных проектов осталась вовсе без средств
Московским дорожникам придется несколько притормозить./ Максим Блинов/ РИА Новости

Московские власти вместе с бюджетом приняли адресную инвестиционную программу (АИП) на 2014-2016 гг. Чтобы сбалансировать бюджет, властям пришлось значительно сократить инвестиции, сильнее всего пострадало дорожное строительство: если в предыдущем варианте на дороги в 2014 г. было отпущено 143,2 млрд руб., то в новом - 94,65 млрд. Всего за три года на дорожное строительство будет потрачено 272,3 млрд руб.; прежде на 2013-2015 гг. планировалось 413,5 млрд.

Недостроят к 2017 г. и хорды - ни Северо-западную, ни Северо-восточную. Зато обойдутся они дороже. Если в предыдущей версии АИП на Северо-восточную хорду было заложено 92 млрд руб., то сейчас - 120,33 млрд; затраты на Северо-западную вырастут в разы: с 28 млрд до 140,5 млрд руб. В блоке «Северо-западная хорда» указаны объекты как Северо-западной хорды, так и Северной рокады, а также объекты транспортной инфраструктуры инновационного центра «Сколково», объясняет представитель департамента строительства. Львиную часть этих средств освоит компания «Мостотрест».

«Ведомости» проанализировали, какие дороги появятся в Москве в ближайшие три года. Получается, что Москва отложила многие дорожные стройки, а строящаяся часть значительно подорожала.

Не определены сроки строительства дублеров Кутузовского проспекта. Ранее московские чиновники заявляли, что собираются начать строительство северного дублера в конце 2013 г., а южного - когда найдут инвесторов. В АИП на эти два объекта заложено 2,1 млрд руб. (для северного) и 1,2 млрд руб. - на проектирование и освобождение территории, основная часть инвестиций пойдет с 2016 г.

Реконструкцию Ленинского проспекта власти отложили еще перед выборами мэра. В этом году анонсировалось начало работ на Волгоградском проспекте и Волоколамском шоссе. Однако, по информации в АИП, финансирование Волгоградки откроется только в 2017 г. Волоколамское шоссе также не будет реконструировано в ближайшие три года: работы пройдут с 2014 по 2017 г. Калужское шоссе расширят поэтапно. К реконструкции на участке от 20-го до 49-го км власти приступят в следующем году, но основная часть работ начнется только в 2016 г. - на этот год предусмотрен максимум инвестиций: 14,5 млрд из заложенных 18 млрд руб.

Не будут реконструированы в ближайшее время и развязки на МКАД. До конца 2016 г. завершится строительство развязок на пересечении МКАД с Каширским шоссе, Волгоградским, Рязанским, Мичуринским проспектами, Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом, в 2017 г. - с Волоколамским и Рублевским шоссе, говорит представитель департамента строительства.

Основные работы по реконструкции самой МКАД в АИП отнесены на период после 2016 г. Они будут продвигаться по мере готовности проектной документации, говорит представитель департамента строительства.

Эта компания получила подряд на строительство дорог вокруг Сколкова распоряжением Дмитрия Медведева и построит их за 80,5 млрд руб.: южный участок Северо-западной хорды - 54 млрд, Кутузовский проспект от Садового кольца до МКАД - 14,4 млрд, развязка Можайского шоссе с МКАД - 7,6 млрд, развязки ул. Генерала Дорохова с МКАД и Аминьевским шоссе - 4,5 млрд руб.

К Северо-западной хорде в АИП отнесено и продолжение трассы Москва - Санкт-Петербург, тоже сильно подорожавшее: стоимость дороги от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы увеличилась с 8 млрд до 12,2 млрд руб., развязка на пересечении с Фестивальной - с 13,8 млрд до 16 млрд, участок от Фестивальной до Дмитровского шоссе - с 5 млрд до 16,4 млрд руб.

Часть инвестиций в Северо-западную хорду будет сделана после 2016 г. - 40,6 млрд руб.

Вряд ли все эти инвестиции состоятся - идет экономия бюджетных средств, сомневается директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин и предупреждает: большинство перечисленных проектов идут по уже существующим дорогам, а город нуждается в новых - с другой трассировкой. «Чтобы город поехал, нужно сломать привычный ход вещей, запустить движение по смежным маршрутам. Мы будем строить хордовые линии», - говорил в интервью «Ведомостям» в 2011 г. руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Появилось таких проектов немного. Будут построены Южная рокада (но в АИП инвестиции на нее не заложены вовсе), участок Элеваторная улица - ул. Подольских Курсантов - ул. Красного Маяка (2016-2018 гг.), связка Мичуринского проспекта с пр-том Вернадского в районе МГУ (в АИП инвестиции не заложены), говорит представитель департамента строительства.

Градостроительная документация на другие хордовые связки еще разрабатывается, заключает собеседник «Ведомостей».