«Северсталь» продала вагоны

«Северсталь» Алексея Мордашова за $160 млн продала железнодорожного оператора «Стальтранс» Первой грузовой компании Владимира Лисина

О сделке обе компании сообщили вчера. Разрешение Федеральной антимонопольной службы было получено в начале сентября 2013 г. По условиям сделки Первая грузовая компания (ПГК, входит в UCL Rail Владимира Лисина) в течение пяти лет будет обеспечивать перевозку до 70% грузов «Северстали» и ее основных дочерних компаний - «Воркутаугля» и «Карельского окатыша», а также приобретет 800 полувагонов. Это парк, принадлежащий «Северстали», поясняют представители компаний. Прибавка незначительная: в собственности UCL Rail, по данным компании, 210 000 грузовых вагонов, включая 112 000 полувагонов.

Основной эффект от сделки - в увеличении грузовой базы, поясняет источник, близкий к ПГК. Сколько грузов «Северстали» ПГК перевозила раньше, представители обеих компаний не говорят. В опубликованном на сайте ПГК списке предприятий горно-металлургического комплекса - клиентов перевозчика «Северсталь» не фигурирует.

Для «Северстали» перевозки - непрофильный бизнес, подчеркивает директор по снабжению и логистике дивизиона «Северсталь российская сталь» Денис Павлюченков (его слова приводятся в сообщении). Крупнейший транспортный актив - 50% в группе «Северстальтранс» (сейчас группа «Н-транс») владелец «Северстали» Алексей Мордашов продал еще в 2007 г. партнерам по проекту Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову. Шесть лет назад эксперты оценивали сумму сделки в $1 млрд.

Сделка с ПГК обеспечит «Северстали» транспортную безопасность и гарантию доставки грузов, указывает Павлюченков. У «Северстали» остается около 200 полувагонов, которые используются в том числе для внутрицеховых перевозок, а также стивидорная компания «Нева-металл», работающая в порту Санкт-Петербурга, рассказал «Ведомостям» представитель «Северстали». Будут ли они выставлены на продажу, он комментировать не стал.

Сумма и условия сделки рыночные, комментирует гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Парк полувагонов у ПГК сейчас недозагружен примерно на 20%, но прибавка от сделки с «Северсталью» вряд ли будет значительной, считает Безбородов. Часть стали перевозится речным транспортом и на специальных платформах и вряд ли этот объем отойдет ПГК, поясняет эксперт. Но плюс сделки в том, что она предусматривает долгосрочный контракт, замечает Безбородов. Для металлургов продажа кэптивных операторов уже тенденция, добавляет он: в 2012 г. своих грузовых «дочек» продали Evraz, «Металлоинвест», ММК.