ВТБ поможет с метро

ВТБ может стать партнером Новосибирской области в двух крупных проектах: строительстве метро и четвертого моста через Обь
Михаил Осеевский подписал немало соглашений о кредитовании транспортных проектов/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В первой десятке. 300

примерно столько проектов ГЧП запущено в России в 2013 г., говорит вице-президент консалтинговой группы «НЭО центр» Денис Васильев. В рейтингах регионов, где развивается ГЧП, на 1-м месте Санкт-Петербург; Новосибирская область - на 10-м

Вчера на международном форуме «Технопром» заместитель президента - предправления банка ВТБ Михаил Осеевский и новосибирский губернатор Василий Юрченко подписали соглашение о сотрудничестве. Банк обсуждает с областными властями финансирование проектов в транспортной сфере, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, сказал Осеевский.

Речь идет о строительстве двух станций новосибирского метрополитена и четвертого моста через Обь, рассказал источник в областном правительстве. Заинтересованность банка в этих проектах подтвердил источник в группе ВТБ. Однако решение об объеме участия банка в проектах еще не принято, пока достигнута самая общая договоренность, сказали оба собеседника «Ведомостей». Схемы ГЧП областное правительство разрабатывает как раз по этим инвестпроектам, сказал на форуме первый вице-губернатор Андрей Ксензов.

Новосибирское метро - это две линии, Дзержинская и Ленинская, 13 станций. Последняя станция «Золотая нива» построена в начале 2011 г. с участием федерального бюджета. На сооружение следующих станций деньги в федеральной казне не предусмотрены. Несмотря на это, строительство метро продолжится в 2014 г. и за три года в партнерстве с частными инвесторами будут построены «Гусинобродская» и «Молодежная» Дзержинской линии, обещал Юрченко в начале ноября. Инвестиции в проект - около 13,5 млрд руб. вместе со строительством метродепо, сообщил вчера Ксензов. Инвестиционный конкурс, по его словам, будет объявлен в 2014 г.

Вчера Ксензов также сообщил, что для строительства моста через Обь в центре Новосибирска областное правительство и мэрия Новосибирска до конца года зарегистрируют ОАО, в уставный капитал которого будут внесены бюджетные средства на проектирование и оформление технической документации.

Протяженность мостового перехода от Южной площади на правом берегу Оби до площади Труда на левом - 5,1 км, длина самого шестиполосного моста - 850 м. Инвестиции сопоставимы со стоимостью третьего моста через Обь, который будет открыт в 2014 г., - около 21 млрд руб.

ВТБ работает в нескольких проектах с участием государства и частного капитала, в частности финансирует проект модернизации петербургского аэропорта «Пулково» стоимостью 1,2 млрд евро, рассказал Осеевский. Средства акционеров «Пулково» составили 33%, на 20% проект профинансировали банки развития, на 47% - синдикат коммерческих банков «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС; консорциум «ВТБ капитала», немецкого аэропортового оператора Fraport AG и греческой инвестгруппы Copelouzos). ВВСС управляет петербургским аэропортом по договору концессии с 2009 г. и ежегодно выплачивает ОАО «Аэропорт «Пулково» и Петербургу 11,5% от выручки аэропорта.

С участием ВТБ в Санкт-Петербурге идет строительство центрального участка Западного скоростного диаметра стоимостью около 123 млрд руб., рассказал Осеевский. Из них 60 млрд руб. - кредит консорциума банков, 12 млрд руб. - вложения ООО «Магистраль Северной столицы» (консорциум ВТБ и GPB Infrastructure), 50,7 млрд руб. - средства федерального бюджета.

Мост через Каму в районе удмуртского города Камбарка стоимостью 15 млрд руб. также будет построен с участием ВТБ. Банк профинансирует концессионера - «Мостострой-12» в объеме 5 млрд руб.

Первая и пока единственная станция метро, построенная на принципах ГЧП, - московское «Мякинино». 600 млн руб. в ее строительство вложила Crocus Group. В декабре 2009 г. два выхода из станции соединили ее с выставочным центром «Крокус экспо», зданием концертного зала «Крокус сити холл» и торговым комплексом «Крокус сити молл».