1,5 млрд руб. в благотворительность

Большинство жителей Череповца, образованного вокруг «Северстали», имеют к предприятию непосредственное отношение. Да и вся городская инфраструктура завязана на него. Это накладывает отпечаток на корпоративную благотворительность
«Северсталь» спонсирует музейные программы и выскавки современного искусства/ Павел Киселёв

Семь благотворительных программ «Северстали»

«Агентство городского развития» (началась в 1999 г.) «Дорога к дому». Профилактика социального сиротства (2006 г.) Грантовый конкурс «Музеи Русского Севера» (2007 г.) «Программа развития корпоративного волонтерства среди сотрудников ОАО «Северсталь» (2010 г.) «Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО» (2012 г.) Хоккейный клуб «Северсталь» Программа профессиональной подготовки менеджеров культуры «Культурный Upgrade» (2013 г.).

Градообразующее предприятие вынуждено заниматься решением актуальных для города социальных проблем. Даже если не очень хочется. На первый взгляд благотворительность «Северстали» в Череповце очень разнонаправленна: компания поддерживает культуру и спорт, малый и средний бизнес, пытается решить проблему сиротства. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что многие проекты связаны друг с другом.

«Наша работа системная, и новые программы - логичное продолжение и развитие предыдущих, - поясняет Наталья Поппель, начальник управления корпоративной социальной ответственности «Северстали». - Многие инициативы стратегические, поэтому выбраны приоритеты: дети, те, кому трудно, и, конечно, культура и спорт».

По словам руководителя управления корпоративной социальной ответственности (КСО), благотворительная работа в «Северстали» началась в 1993 г. - с момента возникновения компании. Со временем она стала структурированной: «Сначала мы работали по запросам, потом поняли, что эффективнее строить долговременные программы. Первая такая программа - «Агентство городского развития» - появилась в 1999 г. и была направлена на поддержку предпринимательства. Постепенно количество программ росло. В 2006 г. системно занялись профилактикой социального сиротства, в 2007 г. - помощью музеям Севера. На сегодняшний день основных программ семь. Кроме перечисленных выше это программа корпоративного волонтерства, «Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО», хоккейный клуб «Северсталь» и профессиональная подготовка менеджеров культуры «Культурный Upgrade». И мы, конечно же, поддерживаем деятельность по сохранению и развитию культурного наследия».

Большой брат - малому

Первая системная благотворительная программа «Северстали» появилась в период экономического кризиса, когда сокращались рабочие места. Тогда вместе с муниципальной властью компания начала готовить и поддерживать малых и средних предпринимателей, создав Агентство городского развития (НП «АГР»).

Основной задачей агентства в 1999 г. было обучение безработных граждан созданию собственного небольшого бизнеса. Со временем спектр задач расширился, и сейчас оно способствует развитию предпринимательства не только в Череповце, но и во всей Вологодской области, участвует в реализации областной и федеральной программ поддержки малого бизнеса. С началом кризиса в 2008 г. запрос на услуги агентства снова сильно вырос.

Заместитель директора НП «АГР» Оксана Лукьяненкова поясняет: «В разные периоды направления работы меняются. Во время кризиса нужно стабилизировать ситуацию с безработицей, вовлекать людей в предпринимательство, создавать новые предприятия, в том числе самые малые, микробизнесы. Но когда экономическая ситуация более-менее стабильна, наши усилия большей частью направляются на развитие уже существующих предприятий: чтобы они могли проводить модернизацию, находить новых партнеров, осваивать новые рынки сбыта».

«Благодаря этой инициативе в области среднего и малого бизнеса теперь трудится в 2 раза больше людей, чем на предприятиях «Северстали», - подчеркнула Наталья Поппель. Ежегодный вклад компании в агентство - 3 150 000 руб.

Дети возвращаются домой

Один из самых масштабных благотворительных проектов «Северстали» ориентирован на детей. Программа «Дорога к дому», существующая с 2006 г., занимается профилактикой социального сиротства и детского беспризорничества. Ведет программу одноименный благотворительный фонд, созданный «Северсталью». Благодаря этой работе за 6,5 года удалось предотвратить 103 отказа от новорожденных детей в роддомах, устранить угрозу здоровью и жизни 3887 детей. 254 ребенка из детских домов обрели семью. В 2013 г. общий бюджет программы - 58 503 102 руб., из них пожертвования «Северстали» - 40 776 457 руб.

«Когда мы только начинали заниматься решением проблемы социального сиротства, это фактически было задачей «Северстали» и администрации Череповца, - рассказывает Поппель. - Мы же стремились вовлечь все общество. И результаты нас очень обрадовали. К программе подключились многие сотрудники Череповецкого металлургического комбината, представители всех слоев общества - и малого, и среднего бизнеса, чиновники, студенты. Сиротство стало не болью города, а проблемой, которую мы вместе начали решать».

Непосредственно связан с деятельностью фонда «Дорога к дому» и «Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО» - благотворительная программа, созданная в 2012 г.

Центр появился, чтобы распространять успешный опыт: обучать НКО, занимающиеся проблемой сиротства. «Программа «Дорога к дому» завоевала репутацию, доверие во всех структурах общества, - уверена Поппель. - В этом году она получила уже третий грант Минэкономразвития РФ. Это говорит о том, что наша работа востребована. В ней произошло то самое объединение усилий государства, бизнеса и общества, к которому мы стремимся».

В ресурсном центре уже обучались 95 НКО из 25 муниципальных образований, не только из регионов присутствия компании «Северсталь», но и из других. Консолидированный бюджет проекта в 2012 г. составил 6 021 537 руб., из которых 4 055 000 руб - субсидия Минэкономразвития РФ.

Люди и артефакты

Еще одна долговременная программа «Северстали» поддерживает региональные музеи. С 2007 г. в 12 регионах Северо-Запада компания проводит грантовый конкурс «Музеи Русского Севера». Общий бюджет программы - 21 млн руб., размер грантового финансирования - порядка 500 000 руб. На средства грантов музеи создают новые проекты: от компьютерной анимации и виртуальных путешествий до выставок современного искусства.

Например, Художественный музей Череповца, получив грант, в этом году сделал экспозицию «АртСплав», посвященную Дню металлурга.

Первый объект выставки - изящная конструкция из труб - больше всего напоминает оргáн. За ним следует инсталляция «Железный век. Люди, артефакты», объясняющая, как и из чего поэтапно появляется сталь. Неожиданными оказались работы молодых художников Института проблем современного искусства (ИПСИ): «Производственная практика. Исследовательский проект в области современного искусства». Но особенно впечатляет выставка «Родство» Димы Филиппова. Он сопоставил истории двух разных моногородов: небольшого шахтерского городка, расположенного на границе с Казахстаном, и Череповца. Городу Горняк не повезло: после закрытия добычи цинка и меди он пришел в упадок. Череповец же, пережив трудные времена, сохранился. «Я совместил две истории - фотографии со строительства ЧерМК и фотографии с мест, откуда я родом, - пояснил автор. - Экспозиция выстроена с очевидными формальными рифмами». Кроме бумаги в инсталляции использованы цинк, сталь, бетон.

Кроме гранта, выделенного музею на создание этого проекта, «Северсталь» участвовала также и в подготовке экспозиции: металлические конструкции, например, варились, резались, готовились в мастерских комбината.

Местные музейщики восприняли опыт создания «АртСплава» с энтузиазмом. «У нас возник очень хороший контакт с молодыми ребятами из ИПСИ», - радуется Светлана Пономарева, заведующая художественным музеем.

Выяснилось, что это вообще первая выставка современного искусства в Череповце. «Достаточно смело, - отметила Наталья Поппель. - Мне кажется, что молодое поколение заслужило, чтобы с ними разговаривали на их языке и предлагали им то, что им интересно». С новыми методами их знакомят в программе «Культурный Upgrade», которую компания делает вместе с Британским советом с 2013 г. В ней участвуют уже не только музеи, но и театры, кинотеатры, галереи, творческие и филармонические коллективы и даже ДК металлургов. Бюджет программы - 4,3 млн руб. (3 млн - «Северсталь», 1,3 млн - Британский совет).

Волонтеры идут в монастырь

Описание благотворительности «Северстали» было бы неполным без рассказа о поддержке монастырей - главного культурного достояния Вологодчины. Какие-то из них сейчас существуют как музеи, другие действуют. Мы побывали в четырех: Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом, Горицком и Спасо-Прилуцком.

Помощь «Северстали» монастырям разнообразна - это не всегда средства на оборудование или реставрацию. Например, в Ферапонтовом музее фресок Дионисия компания поддерживает постоянный проект «Ферапонтовские чтения», в которых участвуют практически все малые очаги культуры Вологодской области.

Особые отношения сложились у комбината с Горицким женским монастырем, хранителем чудотворной иконы Божией Матери Тихвинской. Еще лет пять назад монастырь был почти полностью в разрушенном состоянии. «Необходимый объем реставрационных работ государству одному, наверное, не вытянуть, - говорит Поппель. - Поэтому мы выделяем средства на реконструкцию и возведение хозяйственных построек. Среди сотрудников «Северстали» стихийно развилось мощное волонтерское движение. Люди помогают монастырю и своей работой, и материально». Эту инициативу сотрудников компания поддержала: с 2010 г. начала действовать программа корпоративного волонтерства.

Личный двигатель

Невозможно не заметить, что отношения между всеми участниками благотворительных проектов носят очень личный характер. Вероятно, это специфика моногорода, где даже большинство людей во власти - выходцы из ГК «Северсталь». «Конечно, все идет и от руководства комбината, - подтвердила Поппель. - Нам повезло с генеральным директором компании, он череповчанин и уверен, что Вологодская область обладает богатейшим наследием, которое очень ценит». Программа «Дорога к дому», например, была начата по его личной инициативе.

На сегодняшний день масштабы благотворительности компании весьма внушительны: бюджет на социальные инвестиции и благотворительные программы в 2012 г. составил $79 млн. Работают три специально созданных корпоративных благотворительных фонда. Кроме уже упоминавшегося БФ «Дорога к дому» действует БФ «Благо», занимающийся поддержкой пенсионеров, и Благотворительный общественный фонд И. А. Милютина, оказывающий помощь социально незащищенным людям.

Благотворительность координируется управлением КСО, которое немногочисленно (три человека), все программы проходят ежегодный внутренний и внешний аудит. В фондах работают люди, профессионально занимающиеся благотворительностью, компания активно сотрудничает и с другими некоммерческими организациями. «В НКО, как правило, идут люди, для которых их дело - миссия. И это намного эффективнее, - говорит Поппель. - Мы будем делать акцент на благотворительность, не снизим обороты в этой области - это позиция главы компании Алексея Мордашова. Эта деятельность значима и для нас, и для регионов, где мы работаем».

Череповец