«Вымпелком» дал «Иону» три года

«Вымпелком» и сеть магазинов «Ион» договорились об условиях, на которых она перейдет под бренд оператора. Покупать «Ион» «Вымпелком» пока не станет, но может сделать это через три года
Салоны «Ион» скоро перейдут под бренд «Вымпелкома»/ В. Баранов/ Ведомости

«Вымпелком» растит сеть. 1211

офисов продаж насчитывается сейчас в розничной сети «Вымпелкома» (данные компании). До конца 2013 г. их количество должно вырасти до 1239

ООО «Мобиленд» (бренд «Ион»)

сеть магазинов сотовой связи и портативной электроники. Владелец - Алексей Бачурин. Финансовые показатели (данные «СПАРК-Интерфакса», 2012 г.): Выручка - 981 млн руб., чистая прибыль - 580 000 руб.

Сеть магазинов электроники «Ион» и «Вымпелком» заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает, в частности, строительство новых торговых точек «Ноу-хау» (торговая марка «Вымпелкома») в Москве и Подмосковье, а в перспективе и в других регионах России. Об этом сообщили представители «Вымпелкома» и коммерческий директор «Иона» Александр Болотов. Также под бренд «Вымпелкома» перейдут уже работающие магазины «Ион», а через три года оператор может установить контроль над более чем 50% уставного капитала сети - «Вымпелком» и акционеры торговой сети заключили договор опциона, уточнил Болотов. Решение по дальнейшему формату взаимоотношений будет приниматься в 2016 г., возможны разные варианты, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Стоимость «Иона», если «Вымпелком» решит его выкупать, а также размер приобретаемой оператором доли в уставном капитале будут зависеть от выполнения розничной сетью нескольких условий, рассказал Болотов. Например, в каждом салоне «Ноу-хау» планируется ежемесячно продавать около 500 контрактов «Вымпелкома», а оборот каждой брендированной оператором торговой точки должен быть не менее того, что уже сейчас показывают магазины «Ион» (около 300 000 руб. в день).

Сейчас у «Иона» 90 магазинов в Москве и Подмосковье (средняя площадь - около 100 кв. м), еще 10 строятся. К концу 2015 г. все эти магазины, а также еще 50 вновь построенных (всего 150) должны перейти под бренд «Ноу-хау», говорит Болотов.

Проект «Ноу-хау» «Вымпелком» развивает совместно с «Ионом» с 2012 г. Сейчас под этим брендом работают 23 торговые точки - оператор продвигает в них новые услуги и продукты, рассказывала ранее Айбашева. Если партнеры будут довольны результатами пилотного проекта, сотрудничество может распространиться на всю Россию, говорила она.

Оценки стоимости «Иона» участниками рынка и аналитиками, опрошенными «Ведомостями», расходятся. Гендиректор Telecomdaily Денис Кусков ранее оценивал компанию в $75-90 млн (с учетом суммы, потраченной на ребрендинг, и переоформления арендных договоров). Менеджер одной из розничных сетей утверждал, что «Ион» стоит примерно $45 млн: он исходил из того, что подобные компании оцениваются примерно в треть годовой выручки. Каждый салон может стоить до 3 млн руб., т. е. 150 салонов можно оценить в 350 млн руб., подсчитал вчера менеджер другой розничной компании. Еще примерно 100 млн руб. может составить вознаграждение менеджменту за успешное управление сетью, считает он.

В марте 2011 г. «Вымпелком» договорился с «Евросетью» (50% которой ему принадлежит) о строительстве для него 1000 монобрендовых салонов. В том, что салоны для «Вымпелкома» теперь будет открывать и «Ион», президент «Евросети» Александр Малис не видит проблемы: «Формат салонов «Иона» - совершенно не наш формат, к тому же масштаб и географический охват бизнеса наших сетей несопоставимы» (у «Евросети» около 5000 салонов в России).

Представители двух других крупнейших сотовых ритейлеров - МТС и «Связного» - уверены, что союз «Вымпелкома» с «Ионом» не повлияет на рыночную ситуацию. Общее число розничных точек, которые предоставляют услуги подключения к операторам связи и продают гаджеты, не изменится, а покупатели сделают выбор в пользу той сети салонов, которая может обеспечить не только высокое качество обслуживания, но и широкий спектр дополнительных услуг, говорит пресс-секретарь «Связного» Мария Заикина.