Рустам Тарико сливает водку

Контроль над польской CEDC дал Рустаму Тарико статус второго после Diageo производителя и продавца водки в мире
Рустам Тарико теперь производит водки больше, чем Pernod Ricard и Bacardi/ М. Стулов/ Ведомости

Холдинг «Русский стандарт» Рустама Тарико 5 июня завершил покупку польского производителя и дистрибутора алкоголя Central European Distribution Corporation (CEDC). После этой сделки структуры под контролем Тарико стали вторыми в мире по объему производства водки. До нее водка «Русский стандарт» была на 17-м месте по продажам в мире, а CEDC со всеми своими брендами входила в первую десятку крупнейших производителей, говорит представитель «Русского стандарта».

Многолетний лидер глобального водочного рынка - английская Diageo: она в прошлом году произвела около 30 млн девятилитровых кейсов водки, 26 млн из которых пришлось на Smirnoff. Объединенная с «Русским стандартом» CEDC могла в 2012 г. разлить около 27 млн кейсов: 2,9 млн кейсов произвел «Русский стандарт» (эту цифру компания раскрывала), около 17 млн кейсов могла произвести российская «дочка» CEDC - «Русский алкоголь» и около 7 млн - польские предприятия холдинга (такие расчеты «Ведомостей» подтвердил источник, близкий к компании). Таким образом, объединенная компания оставила позади производителя Absolut - Pernod Ricard и производителя Grey Goose - Bacardi.

Сделка за два года

Чтобы поглотить CEDC, Тарико потребовалось почти два года. До сделки он уже потратил $440 млн и взял на себя обязательства перед кредиторами еще почти на $700 млн: около $600 млн CEDC должна держателям реструктурированных кредитных нот (их нужно будет начать гасить в 2016 г.), кредитную линию еще на $100 млн компании Roust Trading в апреле открыло инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1. Сколько из этой суммы было взято и уже погашено, представитель «Русского стандарта» сказать отказался.

После сделки пришлось потратиться еще немного: $3,7 млн - на вознаграждение консультантов, $4,5 млн - на программу оптимизации (в том числе на выплаты персоналу и консультантам, помогавшим налаживать организационную структуру), писала CEDC в презентации для инвесторов, посвященной финансовым результатам III квартала 2013 г. Еще $1,3 млн составили остальные единовременные траты на оформление сделки.

Вплоть до 2010 г. CEDC показывала хорошие результаты. Ее бренд «Зеленая марка», по данным журнала Drinks International, в 2009 г. был на втором месте по объемам производства в мире после Smirnoff. В 2010 г. компания зафиксировала чистый убыток в $104,78 млн при выручке $1,573 млрд, а по итогам 2011 г. он составляет уже $1,3 млрд - в полтора раза больше чистой выручки ($878 млн). Тогда же основатель и совладелец CEDC Уильям Кери (у него было 5,2% CEDC) начал подыскивать инвесторов для компании и вышел на Тарико. Первоначально переговоры предполагали, что Тарико в обмен на помощь получит около трети CEDC, но в финале Тарико получил компанию целиком, а Кери покинул ее, лишившись всех своих акций.

CEDC работает на трех рынках - в России, Польше и Венгрии. 80% стоимости любого алкогольного бизнеса - это бренды, говорил ранее «Ведомостям» президент водочной компании «Белое золото» и в прошлом гендиректор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко. На стоимость брендов приходилось около $900 млн из заплаченного CEDC за «Русский алкоголь» $1 млрд, рассказывал в 2010 г. «Ведомостям» тогдашний гендиректор «Русского алкоголя» Кайрат Жангозин.

В России в портфеле у CEDC 10 водочных марок - «Журавли», Parliament, «Маруся», «Ямская» и др. В Польше CEDC производит Bols, Soplica, Zubrowka и др. Правда, в этом году розничный аудит Nielsen показал, что в феврале - марте 2013 г. «Зеленая марка» уступила лидерство «Пяти озерам» Алкогольной сибирской группы и «Беленькой» компании «Синергия».

Около 70% продаж CEDC приходятся на Россию. Всего производственных площадок у компании семь: пять в России и две в Польше. На российских заводах CEDC в 2012 г., по данным Росстата, было произведено 15% всей российской водки. Сама компания оценивает свою долю в 10,7% продаж.

В одни руки

Получив контроль над CEDC, Тарико взялся за объединение бизнесов. «Все наши производственные компании в России, Польше и Италии подчиняются одному человеку, мы работаем над централизацией и других ключевых функций - финансов, закупок, маркетинга и международных продаж», - рассказывает «Ведомостям» Тарико (он передал комментарии через представителя). По его словам, создается единый алкогольный холдинг по функциональному принципу: «руководитель осуществляет сквозное управление по всем нашим компаниям в рамках свой зоны ответственности».

Опрошенные «Ведомостями» представители торговых сетей не заметили изменений в системе дистрибуции после сделки. «Сложно сказать, как эта сделка повлияла на ценовую политику в отношении брендов, принадлежащих CEDC, поскольку основное влияние на цены оказало повышение минимальных цен на алкоголь и повышение акцизов», - говорит сотрудник Metro Cash & Carry.

Компании удалось вывести «Зеленую марку» и Żubrоwka в duty-free, а также на рынки США и Великобритании, рассказывает представитель CEDC. В планах - пополнение экспортного портфеля и другими брендами, продолжает он.

Финансовые показатели компании после ее покупки «Русским стандартом» «серьезно улучшились», говорит представитель CEDC. В презентации CEDC для инвесторов по результатам трех кварталов 2013 г. говорится, что по сравнению с теми же месяцами 2012 г. чистые продажи выросли на 0,8% (до $528,9 млн) при одновременном падении рынка за тот же период на 6,8% (по данным Росстата - на 13,6%). Валовая прибыль, согласно отчетности по US GAAP за три квартала 2013 г., уменьшилась на 5,1% до $201 млн. Представитель компании и аудитор CEDC - компания PWC предлагают сравнивать прибыль по первичной отчетности и стандартам US GAAP для компаний, которые начали бухгалтерскую отчетность после процедуры банкротства (Fresh Start accounting), исходя из них, она выросла на 4% (до $221,2 млн).

Операционные расходы компании за первые три квартала 2013 г. уменьшились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистый долг сократился на 51% (на конец сентября он составил $717 млн) благодаря «успешной реструктуризации всех долговых обязательств и выпуску новых бондов CEDC на ирландском рынке», утверждает представитель CEDC.

За первые девять месяцев выпуск продукции уменьшился с 19,8 до 18,5 млн кейсов (на 6%). Но в III квартале производство выросло на 3,9% до 7 млн кейсов, говорит представитель компании. «Нам предстоит еще много работы, но мы воодушевлены достигнутыми за последние шесть месяцев результатами», - отмечает Тарико.

О дальнейших планах Тарико говорит сдержанно: «Наша основная задача - сохранение и укрепление наших позиций на всех рынках сбыта, а также дальнейшее увеличение экспортных рынков, которых в данный момент более 80». Каких целевых показателей хочет добиться CEDC, ее представитель говорить отказался.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).