От редакции: Переучить учителя

Д.Абрамов/ Ведомости

Качество педагогического образования, его плюсы и минусы - проблема, которая касается миллионов людей. Способность учителей усваивать и передавать школьникам необходимые знания и практические навыки влияет на жизненные траектории миллионов детей. Опубликованный на днях Минобрнауки проект концепции развития педагогического образования предлагает отказаться от советского подхода - выпуска заранее запланированного числа учителей, запрограммированных на простейшее воспроизводство знаний. Авторы концепции признают: нынешняя дидактика, передающая знания по отдельным предметам, устарела. Она слабо связана с практикой, требованиями высшей школы, предполагающими развитые навыки самостоятельной работы. Кроме того, система педагогического образования порождает отток многих выпускников вузов в другие сферы экономики.

Ее должно заменить обучение компетенциям, когда педагоги помогают школьникам осваивать знания по связанным между собой гуманитарным (литература и история) или естественнонаучным (физика, химия и биология) дисциплинам и применять их на практике. Министерство образования намерено повысить качество подготовки учителей и приблизить его к современным требованиям, обучая их методикам, которые помогут наладить контакт с детьми. Эксперты высоко оценивают стремление авторов концепции расширить объем практики на всех стадиях обучения будущих учителей, что поможет им быстрее и глубже освоить профессию. Правильно, что новые методики планируют вводить постепенно. Пилотные проекты запустят в 17-25 вузах в ближайшие годы, затем их распространят на остальные институты и университеты.

Однако местами концепция базируется на спорных тезисах и не отвечает на важные вопросы развития педагогического образования. В частности, авторы не указывают, что ключевой причиной слабости студентов вузов и оттока молодых специалистов из школ была мизерная зарплата и связанный с этим низкий статус профессии учителя. Президентское повышение зарплаты пока мало изменило тенденцию, кроме того, денег в будущем может не хватить. Авторы мало уделяют внимания проблеме переподготовки нынешних учителей. Это может негативно сказаться на реализации программы в будущем.