Вагоны уехали в прошлое

Железнодорожные перевозки в 2013 г. стагнировали. Снизились ставки аренды вагонов, выручка от операций с собственным подвижным составом. Но убытки операторы вряд ли понесут
А.Махонин/ Ведомости

Ставки аренды вагонов в середине прошлого года достигли дна и с тех пор не выросли, констатирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Операторы сдают вагоны определенного типа другу другу, если не имеют контрактов на перевозку грузов в них. Но условия таких соглашений, как правило, не раскрываются. Например, вторая по числу вагонов ФГК в 2013 г. сдавала вагоны в аренду материнской компании - РЖД. В аренде были вагоны и у железнодорожного оператора АФК «Система». О сдаче вагонов в аренду сообщал оператор «Рейлтрансхолдинг».

Ставки на аренду вагонов в 2013 г. в среднем сократились на 20%, говорится в отчете лизинговой компании Brunswick Rail. Сильнее всего упали ставки аренды на перевозку СУГ - на 28% до $41. Ставки на самый массовый тип железнодорожного подвижного состава - полувагоны - снизились до минимума с 2012 г., упав на 20% до $17-21 в сутки (см. таблицу). Эти данные подтверждает сотрудник одного из крупных перевозчиков. Погрузка на сети РЖД снизилась в 2013 г. на 2,8% до 1,23 млрд т.

Падает и выручка от собственных операций компании с разными типами вагонов, говорит Бурмистров. Например, выручка от операций с полувагонами упала на 45% до $24-25 в сутки, с крытыми вагонами - на 30% до $42, с цистернами - на 20% до $50-55, подсчитал эксперт. Но вряд ли кто-то из крупных операторов отчитается об убытках, полагает Бурмистров.

Операторам в 2013 г. помогли удержаться на плаву долгосрочные контракты с грузоотправителями, уверен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. У Globaltrans такие контракты с ММК и «Металлоинвестом», у «Нефтетранссервиса» - с Evraz. У крупнейшего оператора по числу вагонов ПГК (входит в UCL Holding Владимира Лисина) долгосрочные контракты с НЛМК (подконтролен Лисину) и «Северсталью». У ФГК - с «Мечелом». Еще один фактор финансовой устойчивости железнодорожных операторов - перевозки нефти (один из самых дорогих грузов), отмечает Юминов. Но по данным Brunswick Rail, перевозки нефти и нефтепродуктов в 2013 г. снизились на 3,1% до 250,3 млн т, при этом сократилась доля перевозок нефти с 17,1 до 12,7%. Зато выросли перевозки еще одного дорогого груза - СУГ - на 13% до 38,5 млн т.

ПГК, ФГК и Globaltrans финансовые показатели за 2013 г. не раскрывали. Globaltrans отчитался только за первое полугодие 2013 г. Его скорректированная выручка (только перевозка без учета других тарифных составляющих) увеличилась на 14% до $735,6 млн, чистая прибыль снизилась на 7% до $148,3 млн. А вот выручка железнодорожного дивизиона Fesco («Трансгарант» и «Русская тройка») сократилась за девять месяцев 2013 г. на 24% до $198 млн, чистая прибыль - на 39% до $100 млн, говорится в отчете Fesco по МСФО. Впрочем, по итогам 2014 г. РЖД ожидает роста погрузки на 1%.