Человек недели: Владимир Путин


Вот глядите-ка: участие в мистической языческой церемонии все-таки оказывает на людей, даже самых высокопоставленных, значительное влияние. Во всяком случае, именно такое объяснение поступку президента России Владимира Путина - это я о запросе в Совет Федерации об использовании Вооруженных сил России за ее пределами - видится мне наиболее логичным.

Потому что - прежде всего: сегодня у православных христиан начался Великий пост, а вчера было Прощеное воскресенье, день, когда надо забыть любые распри, простить всех и за все; конечно, политические цели и стратегические надобности государства важней личного религиозного бытия президента, важней внутренней жизни вообще любого правителя, таков уж его удел; но вышло как-то уж слишком символично, а в особенности потому, что Украина (о которой все подумали в связи с просьбой президента Путина) - тоже православное государство, ее граждане в большой части состоят членами Русской православной церкви. Наверное, нельзя было ждать с просьбой о войсках ни минутки - но точно можно было бы поговорить, обусловить это совпадение агрессивного по сути поступка со временем смирения, временем духовных подвигов.

Потому что - не прошло и недели с тех пор, как триумфально во всех смыслах завершилась путинская (по-иному и не назовешь) Олимпиада. По легенде, эти игры возникли в Олимпии (древнейшем языческом святилище) в связи с рождением Зевса у праматери Реи. Новорожденный громовержец был передан пятерым братьям, они организовали первые Олимпийские игры, а старший из них, по имени Геракл, стал их победителем. Этот архаический Геракл смешивается в предании с новым, тем, который совершил 12 подвигов, но нисколько не духовных: главным образом ликвидировал разнообразных волшебных врагов, да еще часто не по собственной инициативе, а по приказанию слабого родственника.

Так вот, складывается впечатление, что весьма телесные, даже маскулинные подвиги какого бы то ни было Геракла идеологически ближе сегодняшнему российскому президенту, нежели подвиги внутренние. (Электорату, правда, тоже больше нравится маскулинность.) Нет нужды сравнивать сочинские Игры, например, с похищением золотых яблок из садов Гесперид, а недообъявленную войну Украине - с жестоким наказанием царя Диомида, бросавшего чужестранцев на съедение кровожадным коням; тут важно просто заметить, что желание совершать античного величия подвиги свойственно скорее юному авантюристу, нежели умудренному государственному мужу.