Смешались кони, люди

Однообразные форматы тренингов успели надоесть и работодателям, и их сотрудникам. Только ли от скуки российские работодатели отправляют менеджеров развивать лидерские качества и искать нестандартные методы мотивации к лошадям
А. Таранин

«Мы провели уже три тренинга для «Филип Моррис», и я вижу, какие за несколько часов с людьми происходят изменения», - отмечает Светлана Пашкевич, менеджер по разработке корпоративных программ обучения бизнес-школы «Сколково».

Начало управленческой карьеры у консультанта Артема Гебелева случайно совпало с обучением верховой езде. Он удивился, поняв, как много параллелей в ощущениях у него возникло между работой с лошадью и работой с людьми. В частности, один из наиболее важных факторов - это доверие, отмечает Гебелев. Лошадь будет доверять тогда, когда ты сам понимаешь ее и доверяешь ей. Так же и в бизнесе. Когда коллектив тебе как руководителю доверяет, задача решается одним образом, когда коллектив тебе не доверяет, результат будет иным. Он подумал об использовании лошадей в бизнес-образовании, стал изучать эту тему и обнаружил, что на Западе подобные практики существуют уже лет 20. Для России же это пока экзотика.

В коня как в зеркало

Одним из передовиков нового для российского бизнес-образования опыта стала компания «Филип Моррис сейлз энд маркетинг». Они искали инновационный подход для одного из модулей своей большой программы обучения и развития, через которую в течение полутора лет пройдут все сотрудники компании. О подобных тренингах за рубежом российскому «Филип Моррис» рассказала одна из зарубежных методистов компании - и они решили попробовать. Лошадиный тренинг вставили в середину недельной программы, между функциональной и поведенческой частями программы.

Поначалу Сергей Зайцев, директор по развитию коммерческой организации «Филип Моррис», отнесся к такому тренингу скептически и не понимал, как его сможет пройти большая разношерстная компания, в которой есть как те, кто боится лошадей, так и те, кто уже имел опыт верховой езды. Но в итоге все оказались в равных условиях, потому что тренинг совсем не о том, как лошадь усмирить и как на ней ездить.

Ездить на лошади верхом в течение тренинга практически и не приходится. Четыре последовательных упражнения - лошадь повести с собой за повод, убедить идти за собой без повода, убедить переступить через препятствие и пройти по шуршащей поверхности и лошадь как часть группы. Пожалуй, самое показательное упражнение, которое вызывает больше всего эмоций и ассоциаций. Один участник группы сидит верхом, держит в руках две ленты, за которые держатся два участника с завязанными глазами, а лошадь за поводок впереди ведет четвертый участник. «Лошадь послушно шла за мной, и мне казалось, что все у меня получается правильно, пока люди с завязанными глазами не стали спрашивать: «А что происходит, объясните нам». И тут меня пронзило - я ведь и в жизни веду себя ровно так же. Впрягаюсь, тащу всех за собой, но не объясняю, куда и зачем», - делится выводами одна из участниц тренинга.

На что реагирует лошадь

Современные каналы коммуникации переоценены, полагает Зайцев. «Свое лидерство мы часто проявляем именно через них - раздаем указания по электронной почте, sms, телефону, не задумываясь, как их считывают по другую сторону. С лошадью такой формальный подход не работает. Работает неформальный контакт, внутреннее лидерство, уверенность в собственных действиях. Просто команды голосом не работают, - рассказывает Зайцев. - Многие сотрудники потом признавались, что пытались крикнуть, дернуть лошадь. Но это не срабатывало».

«Лошади все равно, кто перед ней, и все равно, кричишь ты на нее или нет. Она реагирует только на правильное взаимодействие. Именно с лошадью ты вдруг понимаешь, насколько лидерство энергетическая вещь», - подмечает Екатерина Тимохина, директор «Тим трейнинга», один из разработчиков программы для «Филип Моррис». Несколько лет назад Тимохина была участницей тренинга лидерства с лошадьми в Австрии и говорит, что это был очень важный для нее опыт именно как для руководителя.

Она уверена, что все полученные знания применимы в жизни. Поскольку лошадь дает возможность на каком-то тактильном уровне осознать свои внутренние блоки. «Лошадь как зеркало тут же выдает реакцию на твое состояние. Ты боишься - она боится. Только ты внутренне формируешь мир вокруг себя - и так тебе этот мир будет отвечать поступками, действиями или бездействием. С лошадью ты это почувствуешь моментально. А это очень применимо в бизнесе в развитии лидерства и ответственности», - считает Пашкевич.

Переступить через себя

«Необычный формат тренинга дает возможность встретиться со своими личностными качествами, своими страхами, ограничениями», - считает Гебелев. Сейчас он возглавляет направление «Экви-практика» в компании «Тренинг бутик». Многим этот тренинг позволил перейти какой-то барьер внутри себя, согласен Зайцев: «Мы часто себе ставим сами какие-то барьеры: не смогу, не получится. Заранее говорим, что невозможно, и даже не пробуя, - мешает барьер в голове. Такое преодоление - это хороший урок и для меня в том числе».

«Все бы это могло быть бредом, если бы не результаты иппотерапии для людей не только с физическими недугами, но и с психическими. Исток бизнес-тренингов с лошадьми наверняка именно в иппотерапии», - считает КМС по верховой езде судья Елена Воронова. Правда, ей с подобными запросами корпоративных клиентов пока сталкиваться не доводилось.

«Экви-практика» подходит для разных задач: коучинг топ- и миддл-менеджмента, командообразование, подготовка кадрового резерва, говорит Гебелев. Правда, пока он проводит лишь пробные открытые тренинги. Переговоры с первым корпоративным клиентом - крупной российской IT-компанией - близки к завершению, подчеркивает он.

«Люди переходят из позиции функционера в позицию руководителя. Это не столько про управленческие компетенции, сколько про смену внутренней позиции. Лошадь очень хорошо дает возможность понять ощущение: я - лидер. Многим начинающим руководителям часто кажется, что проще и быстрее сделать что-то самому, чем объяснять подчиненному. С лошадью так не получится. Ее нельзя взвалить на плечи и перенести на другое место», - рассказывает Гебелев.

Не просто развлечение

«Для того чтобы упражнения с лошадьми не остались просто развлечением и тренингом про то, как подойти к животному, очень важно проговаривать с участниками все упражнения, все их действия и анализировать эмоции, - считает Тимохина. - Именно поэтому в каждой группе из шести человек есть так называемый фасилитатор, задача которого - задавать правильные вопросы и запустить дискуссию».

Конники все очень разные. Многие спортсмены хорошо управляются с лошадью, но им не хватит просто даже образования для того, чтобы справиться с обучением топ-менеджеров. Здесь обязательно нужен психолог, соглашается Воронова. «Для нас это тренинг про развитие в себе лидерства, умение мотивировать других через нестандартные подходы, непривычные в такой фановой форме», - резюмирует Зайцев. Эффект от него долгоиграющий. «Нечасто сотрудники обсуждают тренинги с коллегами в неформальной обстановке вечером или даже спустя несколько дней. Анализируют вместе полученный опыт и делятся эмоциями. А значит, это работает», - добавляет он.