Сказка о толерантности

Диснеевская киносказка «Малефисента» (Maleficent) с Анджелиной Джоли в роли рогатой и крылатой волшебницы удивляет не спецэффектами, а идеологией
Маленькая Аврора не боится тети с рогами, потому что даже младенцу видно: тетя - хорошая/ kinopoisk.ru

А рога и черные одежды - лишь маскарад, часть ролевой игры. Малефисента ведь не только правительница-волшебница. Она эталонная женщина-доминатрикс, госпожа, у которой есть верный раб по имени Диаболь - такова, по фильму, правильная роль мужчины: служить и подчиняться. Диаболь (Сэм Райли) вообще-то ворон, но Малефисента в зависимости от задач превращает его то в человека, то в коня, а случись надобность - даже в дракона.

Фильм режиссера-дебютанта Роберта Стромберга слишком детский, чтобы применять к нему даже слово «феминизм», но никуда не денешься, придется. Эта «Спящая красавица» на новый лад - сказка о нетрадиционной семье.

Сценаристка Линда Вулвертон пересказала историю о заклятии, наложенном на прекрасную принцессу, с точки зрения колдуньи. Но диснеевская Малефисента - не просто волшебница, обиженная тем, что ее не пригласили на крестины дочери короля. Это могущественная правительница волшебной страны, с которой граничит королевство людей. В диснеевском мультфильме 1959 г. она была злом, в новом фильме зло исходит от мужчин, особенно от наделенных властью. Или стремящихся к ней.

У маленькой Малефисенты были рога и черные крылья, но она была феей, доброй и доверчивой. Однажды в ее волшебный лес забрел мальчик Стефан. Так Малефисента узнала сначала дружбу, а потом, когда она и Стефан выросли, любовь. А потом предательство. Когда Стефан захотел стать наследником престола, он обманул ту, с кем в детстве резвился в солнечных лучах среди дремучих ветвей и 3D-спецэффектов. У взрослого Стефана оказалось злое лицо актера Шарлто Копли. Он принес умирающему старому королю ужасный, подлый трофей, доказывающий, что Малефисенты больше нет. И король вверил правление человеку, победившему волшебницу, которая когда-то не пустила королевские войска в сказочный лес. Стефан взошел на престол, женился, у него родилась дочь Аврора. А потом настал роковой день крестин, на которые без приглашения явилась Малефисента.

И глаза ее сияли мстительным светом, и губы алели, и вздымались рога, и была она самой Анджелиной Джоли.

Когда были произнесены известные слова о 16-летии принцессы и веретене, о которое она уколется и уснет мертвым сном, король Стефан впал в ничтожество и паранойю. Разломаны были все прялки, а младенец под присмотром трех комических фей размером с болонку отправлен инкогнито подальше от дворца. Так Аврора лишилась традиционной семьи с папой-королем и мамой-королевой, оказавшись на попечении неродных тетушек, волшебниц-недоучек, с которыми не дожила бы и до 16-летия, не будь над ней более могущественной опеки. Король злобился в своем замке и готовился к войне, а между тем сердце Малефисенты таяло, а по щеке катилась непрошеная слеза, когда она приглядывала за маленькой Авророй, которую ласково называла чудовищем.

И хотя в фильме говорится, что в Малефисенте смешались добро и зло, это, конечно, не так. Никакой драматической сложности в ней нет. Просто добро должно быть с коготками.

Принцесса Аврора (Эль Фэннинг) растет в этой странной приемной семье, и ей это нравится. И даже самый маленький зритель не может не согласиться, что, когда у мамы есть рога и способность за непослушание превратить папу в земляного червя, это гораздо лучше и интереснее, чем когда папа - нормальный бородатый самодур, носитель традиционных ценностей.

Кстати, всё, что вы читали в старых сказках про «поцелуй любви», от которого должна проснуться спящая красавица, - тоже сплошной сексизм и гетеронормативность, позапрошлый век. С какой стати целовать должен принц? Он же не умеет. Что этот сопляк в свои 16 лет о любви вообще знает. А любовь бывает очень разная, потому-то все счастливые семьи счастливы по-своему, говорит нам, с ума сойти, компания Disney.