Точка зрения: Городу нужно производство


В настоящее время в столице расположено 209 промышленных территорий общей площадью примерно 15 000 га. Они совершенно разные по масштабу. Проблема в том, что в последние 20 лет промышленные зоны развивались стихийно. И сейчас мы имеем довольно пеструю картину.

Сохранить предприятия

Есть эффективные промышленные предприятия. Мы заинтересованы в их сохранении и стараемся не допустить вывода заводов за пределы Москвы, ведь они обеспечивают москвичей работой и пополняют городской бюджет налоговыми поступлениями. В нашем департаменте действует ряд программ, которые позволяют предприятиям модернизировать производственные мощности как с учетом экологических требований, так и для повышения конкурентоспособности продукции, в том числе с прицелом на импортозамещение.

Но во многих зонах производственная деятельность вообще не ведется. Вдохнуть в них новую жизнь, создать условия для привлечения высокотехнологичных и производственных компаний - задача сложная, так как во многих случаях земля разделена между множеством собственников, интересы которых не всегда совпадают со стремлением городских властей сохранить их промышленную направленность.

Начиная диалог о редевелопменте с собственниками и арендаторами земли, мы часто слышим, что под планами реорганизации почти всегда подразумевается строительство жилья, потому что это наиболее рентабельно. Инвесторы, конечно, «заворачивают» свои желания в блестящую «обертку», добавляя функции, которые необходимы городу, в том числе социальные. Но это все равно жилищное строительство. С нашей точки зрения, важнее создать точки приложения труда, скажем, в промзонах Колошино, Коломенское-Котляково, Южный порт и тем самым уменьшить маятниковую миграцию из окраин в центр, а не застроить все жильем без рабочих мест.

Мы не говорим, что этим территориям не нужны дополнительные функции: если человек приходит на работу, то ему и ребенка в детский сад удобнее отвести здесь же, и в кафе захочется посидеть, и сделать покупки после работы. Но прежде всего наша задача - сохранить производственное назначение этих территорий. Цель - трансформация промзон в территории нового типа, гармонично сочетающие в себе современную научно-техническую и промышленную базу с объектами социальной и бытовой инфраструктуры.

Есть несколько пилотных проектов. Пример успешной реорганизации промзоны - это технополис «Москва», возникший на месте АЗЛК «Москвич». Еще несколько лет назад 30 га представляли собой заброшенную территорию, сейчас на этой земле располагаются высокотехнологичные производства, в том числе международных компаний. Объем частных инвестиций в обрабатывающие производства здесь превысил 5 млрд руб. Это сопоставимо с объемом городских затрат, а ведь проекту всего два года. Рядом находится крупнейший автомобильный производитель Renault.

Наш приоритет на ближайшее время - масштабировать этот положительный опыт на промзону Южный порт, а это без малого 650 га промышленных территорий в районе ТТК, Волгоградского проспекта, Люблинской улицы и Москвы-реки, 250 га из которых сейчас находятся в плачевном состоянии. Сегодня эта промзона не приносит практически никакой прибыли городу, а могла бы давать миллиарды рублей в год. Реорганизация, по нашим подсчетам, может дать городу около 30 000 новых рабочих мест для жителей ближайших районов ЮВАО. Кроме того, если на месте хаотично разбросанных складов появятся логистический центр и продуманные подъездные пути к нему, это также приведет к снижению нагрузки на транспортные узлы округа.

Другой проект реновации с сохранением профильного назначения территорий касается нескольких промышленных зон. Это клин Варшавского и Каширского шоссе, около 1300 га. Только половина этой площади используется под производство. В планах - создать точку роста по аналогии с технополисом «Москва» на базе одного из городских научно-производственных предприятий, которое находится как раз наверху клина, - это «Мосгормаш».

Мы поддерживаем сохранение производственных мощностей в Очакове. Часть земель уже пошла под реорганизацию, но промышленность там сильна, особенно пищевая. Наша задача - сохранить ее, зафиксировать промышленные территории, не позволить их ликвидировать, превратив в жилые кварталы.

Зеленоград - предмет отдельного разговора. С советских времен там существуют сильная электронная промышленность и серьезная зависимость от оборонного заказа. В то же время Зеленоград обладает уникальными ресурсами: научно-технической школой, инженерными кадрами и компетенциями, достаточными для создания современных высокотехнологичных предприятий. Мы видим большой потенциал роста: сейчас мы строим здесь технопарк, эффективно функционирует бизнес-инкубатор. Хорошие перспективы мы видим в федеральной особой экономической зоне, расположенной здесь. В случае передачи полномочий по ее управлению Москве ОЭЗ «Зеленоград» может быть органично встроена и занять одну из ключевых позиций в системе научно-производственной и промышленной инфраструктуры, которая необходима для развития конкурентоспособной hi-tech индустрии. Это принесет пользу и резидентам площадки, и городу.

Также мы рассматриваем ряд других территорий от северо-востока до юго-востока. Например, Калошинская промзона на ш. Энтузиастов. Там в основном частные собственники, которые активно себя проявляют. Вдоль Рязанского проспекта у нас есть достаточно большое производство ВНИИМетмаш (18 га), при нем имеется научный центр. Есть и другие предприятия такого плана. Все это хочется сохранить.

Конечно, унифицированного плана реновации быть не может. Мы понимаем, что на востоке Москвы исторически сконцентрировано много промышленности и там вполне возможны проекты застройки жильем некоторых промзон. Этого требуют законы урбанистики. Глухой промышленный пояс на востоке столицы едва ли можно назвать признаком гармоничного развития городского пространства. Например, на территории завода «Серп и молот», который уже не работает, как раз планируется жилая застройка.

Консолидировать собственников

Сейчас собственник или арендатор земли делает все, что захочет: хочет - занимается промышленностью, хочет - превращает территорию в свалку. А затем приходит в правительство Москвы и говорит: эта территория в текущем виде не имеет потенциала для развития промышленности, давайте лучше мы ее облагородим и застроим жильем. И этот тренд на уничтожение промышленности сохраняется уже 20 лет. Существующая система федеральных и московских штрафов (по соблюдению требований к внешнему виду фасадов, по экологичности, пожарной безопасности и проч.) в силу разных причин проблему не решает.

Для стимулирования промышленной деятельности возможен не только механизм изъятия земли (хотя необходимость жесткого рычага давления явно назрела). Не менее важно создать условия для повышения рентабельности промышленного производства, сделать его более привлекательным для инвесторов. Например, для тех, кто использует промтерритории по назначению, у департамента есть большое количество программ: мы «льготируем» налоги, ставки аренды за землю, субсидируем проценты по кредитам, лизинговым платежам и т. д. То есть мы поддерживаем тех, кто занимается профильной деятельностью.

В этом году мы также планируем запустить и другие механизмы привлечения инвестиций в промышленные проекты, в том числе через систему льгот и преференций, которые будут зависеть от объема вложений. Например, при инвестициях в 1 млрд руб. в течение трех лет компания сможет претендовать на уменьшение в 2 раза налога на имущество или ставки аренды земли на пять лет, а если вкладывает 3 млрд - то и налог, и ставка могут быть обнулены на пять лет. Вкладываешь средства - получаешь льготы, чтобы окупить вложения быстрее.