От редакции: «Ангара» на старте

Виталий Белоусов/ РИА Новости

Намеченный на пятницу долгожданный запуск ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк был сначала перенесен на субботу, а затем отложен на неопределенное время. «Ангара» - важный для России проект: первая чисто российская разработка со времен распада СССР.

После того как единственный пригодный для запуска тяжелых ракет космодром Байконур оказался на территории другого государства, разработка ракеты-носителя целиком из российских комплектующих для запуска с территории России стала вопросом стратегической безопасности. Непосредственно работы над созданием «Ангары» начались в 1995 г. Первоначально запуск был назначен на 2005 г., с тех пор он снова и снова переносится. Именно с символической и репутационной важностью этой разработки было связано то, что за ее пуском в пятницу в режиме онлайн наблюдал российский президент.

Преследующие «Ангару» и всю российскую космическую индустрию неудачи объясняют самыми разными причинами - от сложности поставленных задач и перебоев с финансированием до саботажа. Однако сопоставление с мировой практикой заставляет задуматься о том, не вызваны ли проблемы издержками изоляционизма и государственного монополизма в науке и технике.

Космические разработки перестали быть прерогативой госкомпаний. Технологии вовсе не обязательно перетекают из военной в гражданскую сферу. Частные проекты в космонавтике и международная интеграция ускоряют, а не тормозят развитие этой сферы. Американская ракета-носитель Falcon 1 была разработана частной компанией Элона Маска SpaceX за четыре года (еще два потребовалось на то, чтобы она полетела), а сопоставимая по грузоподъемности с «Протоном-М» и «Ангарой-5» Falcon 9 - за пять лет.

Частный проект колонизации Марса Mars One осуществляется на деньги спонсоров из США, Нидерландов, Великобритании, Австралии, Венгрии, Германии и Финляндии.

Но как же быть с секретностью? Недавний пример использования ЦРУ облачного сервиса частной компании Amazon для обработки больших объемов закрытых данных говорит о том, что при решении стратегических задач главным критерием оказывается уровень развития технологий, а не догматическая зацикленность на государстве как единственно возможном заказчике и исполнителе.

Международная интеграция тоже скорее плюс, чем минус, для серьезного космического проекта. Чешский экономист Томаш Седлачек (автор бестселлера «Экономика добра и зла») уверен, что каждый качественный технологический прорыв требует все более глобальной формы социальной организации. Земледелие способно развиваться в локальном деревенском социуме, но индустриализация оказывается возможной лишь в условиях национального государства. По Седлачеку, сейчас мы наблюдаем запаздывание социального прогресса по отношению к технологическому. Высокотехнологичные разработки вроде ядерных технологий остро нуждаются в новом, глобальном типе социальной организации и требуют межгосударственной интеграции.