Три ответа для ФНС

Госдума может поправить проект о возбуждении налоговых дел: ФНС не будет давать заключение на материалы следователей, а лишь информировать о своих проверках
Д.Абрамов/ Ведомости

Законопроект о возвращении следователям права самостоятельно, без согласия ФНС, возбуждать налоговые дела был внесен в Госдуму год назад президентом Владимиром Путиным. Недавно поправки в УПК были приняты во втором чтении.

Но к третьему чтению проект может измениться. Для этого депутаты могут снова рассмотреть его во втором чтении (в третьем возможны только технические изменения), говорит сотрудник аппарата Госдумы: нужно уточнить полномочия налоговиков. Поправки будут внесены в Госдуму в среду и в пятницу могут быть одобрены депутатами, рассказывает он. О поправках знают и два федеральных чиновника. Представитель ФНС отказался от комментариев. Связаться с председателем комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым не удалось.

Принятый во втором чтении проект предусматривал такую процедуру: СКР, получив сообщение о преступлении, отправляет в налоговый орган копию сообщения с приложением копий обосновывающих его документов и предварительного расчета недоимки. В течение 15 дней налоговый орган должен представить «заключение и иные документы, составленные по результатам рассмотрения таких материалов». После этого сжатого срока следователь может принять решение о возбуждении дела, даже если заключение было отрицательным.

В новом проекте свобода следователя будет ограничена: он может возбудить дело только при наличии обоснованных и достаточных данных, например оперативных, рассказывает сотрудник аппарата Госдумы (см. врез). Еще одно изменение: ФНС не дает «заключение на материалы следователей», а предоставляет информацию о собственных проверках, рассказывают два федеральных чиновника. Описаны три конкретные ситуации, поясняет сотрудник аппарата Госдумы: проверка уже была, и ее материалы направляются в следственный орган; проверка еще проводится; проверка не проводилась, и сведений о нарушениях нет. При первом варианте дело возбуждается на основании данных инспекции, но перед этим следователь обязан направить материалы в вышестоящий налоговый орган для дачи заключения, рассказывает он: «Получается перекрестный контроль - это должно снизить злоупотребления».

Именно вариант поправок с тремя такими вариантами ответа налоговой согласовали летом Кремль, ФНС и СКР. С чем было связано изменение поправок в Госдуме, собеседники «Ведомостей» не говорят. Налоговый орган не может за 15 дней дать экспертное заключение на материалы следователей, если проверка еще не проводилась, за это время можно лишь проинформировать о своих проверках, указывает чиновник. «Должен быть исчерпывающий набор той информации, которую ФНС должна предоставить, - такова была позиция и президента», - подчеркивает другой собеседник «Ведомостей».

«Этот законопроект - компромисс между предпринимателями и органами госвласти, он минимизирует риски злоупотреблений», - резюмирует сотрудник Госдумы. РСПП обращался в Госдуму с предложениями о поправках, рассказывает человек, близкий к РСПП. Вариант, согласованный ФНС и СКР, не нравился бизнесу именно тем, что роль ФНС минимизируется, указывает член РСПП. Бизнес настаивал на обязательном заключении налоговой, на ее содержательном ответе, продолжает он: «Ответ, что проверка еще не проводилась и не проводится, - это просто информация о факте. Какой смысл такого ответа?» Но РСПП предлагал и третий вариант, рассказывает он: если проверка не проводилась, ФНС все равно должна предоставить анализ обоснованности расчетов следователей - например, проверить формулы, толкование норм Налогового кодекса, имел ли налогоплательщик право на льготу. Это бы очень помогло бизнесу, резюмирует собеседник «Ведомостей»: из-за неверной трактовки ошибка в декларации может превратиться в уголовное дело.