Доходы от продажи мобильной электроники в России снижаются

Выручка «Мегафона» от ее реализации год к году сократилась почти на 10%
У абонентов больше нет денег на дорогие планшеты и смартфоны/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка «Мегафона» в I квартале 2015 г. год к году снизилась на 1% до 74 млрд руб., следует из отчета компании. Сильнее всего сократилась выручка от продажи оборудования – на 9,7% до 4,4 млрд руб. По словам финансового директора «Мегафона» Геворка Вермишяна, на это повлияло как постепенное снижение продаж usb-модемов, так и падение потребительского спроса в рознице в целом. В I квартале 2014 г. выручка «Мегафона» от продажи оборудования и аксессуаров год к году выросла на 35,4% до 4,9 млрд руб.

Выручка оператора от продажи оборудования складывается из продаж в розничной сети «Мегафон-ритейл», а также продаж устройств под брендом «Мегафона» в других магазинах, например «Евросети», говорят представители оператора. Из-за снижения курса рубля и ажиотажных закупок дорогой электроники в декабре 2014 г. в I квартале 2015 г. продажи смартфонов и планшетов в высоком ценовом сегменте снизились, отмечают они. При этом розница «Мегафона» стала продавать больше бюджетных устройств: в I квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 21 п. п. (не считая брендированных устройств «Мегафона») увеличились продажи планшетов стоимостью до 5000 руб., продолжает представитель «Мегафона». На 4 п. п. увеличились продажи смартфонов стоимостью до 5000 руб. Таким образом, в январе – марте 2015 г. на бюджетные смартфоны и планшеты пришлось 50 и 51% штучных продаж. По итогам 2014 г. «Мегафон» показал самый высокий среди операторов сотовой «большой тройки» прирост выручки от продаж мобильного оборудования – 27,6%, отмечает представитель компании.

Продажи портативной электроники на российском рынке в I квартале 2015 г. снизились и в штучном, и в денежном выражении: по сравнению с I кварталом 2014 г. рынок сократился на 22% в натуральном выражении и на 14% в денежном, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Например, падение общего рынка телефонов и смартфонов в количественном выражении составило 14%, а снижение только рынка смартфонов – 2%, отмечает она. По данным «Евросети», продажи планшетов в России в I квартале 2015 г. снизились на 21% по сравнению с тем же периодом 2014 г. Падение в выручке от их продаж составило 32%. По данным «Связного», падение в штуках еще глубже: в январе – марте 2015 г. было продано на 25% меньше устройств, чем год назад. В I квартале в России было продано около 1,6 млн планшетов по сравнению с 1,9 млн годом ранее, а в деньгах рынок упал на 31% до 14 млрд руб., рассказывала ранее представитель «Связного» Мария Заикина.

Операторы заинтересованы в первую очередь в увеличении штучных продаж мобильных устройств, поддерживающих доступ в интернет, поэтому сокращение продаж дорогих смартфонов и планшетов для них не главная проблема, считает сотрудник одной из розничных сетей. Им важен переход пользователей с обычных телефонов на планшеты и смартфоны, чтобы наращивать интернет-трафик и, соответственно, выручку от передачи данных, отмечает собеседник «Ведомостей».

В I квартале 2015 г. трафик на абонента «Мегафона», пользующегося мобильным интернетом, вырос год к году на 28,1%, следует из отчета компании. Средняя ежемесячная выручка от обслуживания такого абонента (ARPDU) выросла на 4,3% до 216 руб.

МТС и «Вымпелком» не раскрывают данные о продажах электроники в своей рознице в I квартале 2015 г. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что в январе – марте в рознице оператора выросли продажи смартфонов в штуках. Причина в том, что оператор продает устройства по сниженным ценам с предоплаченными пакетами трафика, объясняет он. Спрос на них в 2015 г. вырастет, прогнозирует Солодовников.