Tesco уходит из Южной Кореи

Tesco продаст южнокорейский бизнес Homeplus/ Lee Jin-man/ AP

Крупнейший британский ритейлер Tesco продаст южнокорейский бизнес Homeplus группе инвесторов во главе с азиатской инвестиционной компанией MBK Partners за 4,004 млрд фунтов стерлингов ($6,1 млрд), пишет The Wall Street Journal (WSJ). После уплаты налогов и операционных затрат Tesco получит 3,35 млрд фунтов стерлингов ($5,1 млрд), что сделает продажу крупнейшей сделкой с частным капиталом в Корее, уточняет издание.

Корейский Homeplus был крупнейшим из иностранных подразделений по выручке для Tesco.

Homeplus управляет более чем 400 собственными магазинами и более чем 500 магазинами, работающими по франшизе, сказано на сайте Tesco. Из них 140 – гипермаркеты, 609 – супермаркеты и 326 – магазины шаговой доступности. За последний финансовый год выручка Homeplus составила около $7,8 млрд.

Продажа Homeplus – часть стратегии, начатой еще бывшим гендиректором Tesco Терри Лихи: он ставил целью развитие ритейлера на таких крупных рынках, как США и Китай, чтобы он стал сопоставимым с Walmart, напоминает WSJ.

Рекордные потери

6,38 миллиарда фунтов стерлингов составил доналоговый убыток Tesco за 2014/15 финансовый год, согласно ее отчетности. Выручка группы составила 69,65 млрд фунтов, чистый долг – 8,5 млрд фунтов

В 2011 г. Tesco ушла с японского рынка, пояснив, что не может построить там достаточно большой бизнес. Спустя год она свернула американский проект Fresh & Easy, инвестиции в который составили 1 млрд фунтов стерлингов. В 2013 г., напоминает WSJ, Tesco была вынуждена уступить часть китайского бизнеса, заявив, что будет развивать его совместно с China Resources Enterprise.

Похожей тактики в последние годы придерживалась французская Carrefour, напоминает WSJ, за несколько лет она ушла из ряда стран – Индонезии, Колумбии, Малайзии, – после того как бурное международное развитие стало угрожать стабильности развития на основных рынках ритейлера.

«Западные ритейлеры отказываются от планов всемирного доминирования», – резюмирует аналитик Bernshtein Бруно Монтень (цитата по WSJ). Объявленная Tesco сделка, по его мнению, свидетельствует, что ритейл остается «локальной игрой, в которой местные участники рынка, как правило, более конкурентны».

В то же время, пишет издание, сделка даст гендиректору Tesco Дейву Льюису больше возможностей для развития на домашнем рынке, в Великобритании, где эта сеть уже уступает немецким дискаунтерам Aldi и Lidl. По данным Kantar, на которые ссылается издание, за 12 недель к 16 августа доля рынка Tesco сократилась с 28,8 до 28,3%.

За финансовый год, завершившийся 28 февраля 2015 г., Tesco получила рекордный убыток за свою 96-летнюю историю, в частности из-за крупных списаний после закрытия магазинов (см. врез).

В сентябре 2014 г. Tesco объявила, что опубликованный в августе прогноз по годовой прибыли был завышен на 250 млн фунтов стерлингов. К концу 2014 г. стало известно, что ошибки в отчетности ритейлера за 2012–2014 гг. привели к расследованию британских регуляторов.

Средства от продажи корейского бизнеса Tesco пойдут, в частности, на погашение части облигаций и краткосрочных обязательств. Продажа Homeplus, отмечает WSJ, снизит долговую нагрузку Tesco с 21,7 млрд до 17,5 млрд фунтов стерлингов.