Улица Гуцериевых – Шишханова

Даже без учета отеля Sheraton группа «Бин» была крупнейшим отельером Москвы/ Е. Разумный/ Ведомости

Группа «Бин», принадлежащая Михаилу и Саиту-Саламу Гуцериевым, а также Микаилу Шишханову, ведет переговоры о покупке гостиницы Sheraton Palace, расположенной на 1-й Тверской-Ямской улице, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к разным сторонам переговоров. По словам обоих, сделка находится в финальной стадии и может быть закрыта до конца этого года. О переговорах между группой «Бин» и владельцем Sheraton Palace знают также двое консультантов, работавших с ними.

Отель Sheraton Palace общей площадью около 14 000 кв. м содержит 214 номеров, построен он был еще в 1993 г. и до 1998 г. работал под брендом Marco Polo. Владельцем гостиницы является ЗАО «Академинвест», одним из учредителей которого выступала Российская академия наук (42% акций). А единственный владелец «Академинвеста» согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс» – офшор Kotrill Ltd.; его бенефициар не известен. Телефон «Академинвеста», указанный в «СПАРК-Интерфаксе», совпадает с телефоном Sheraton Palace. Сотрудник отеля не смог найти человека, который ответил бы на вопросы «Ведомостей».

Представитель группы «Бин» заявил «Ведомостям», что группа «не ведет переговоры по приобретению отеля Sheraton и не планирует его приобретение в будущем».

Между тем «Академинвест» уже не первый год ищет покупателя на эту гостиницу – свой единственный актив. В 2005 г. он выставил на продажу 50% отеля, но найти покупателя не сумел. Три года назад «Бин» вел переговоры о покупке Sheraton Palace, но тогда сделка не состоялась.

Ушла из «Москвы»

Группа «Бин» редко продает активы, но в конце прошлого года она продала Сулейману Керимову принадлежавшую ей гостиницу «Москва» (сейчас называется Four Seasons Hotel Moscow), расположенную у самой Красной площади. Керимов, в свою очередь, перепродал отель вместе с расположенной в нем галереей «Модный сезон» Юрию и Алексею Хотиным.

Если оценивать стоимость Sheraton Palace по денежному потоку, то с учетом расположенных в гостинице ресторанов получается примерно 2 млрд руб., говорит руководитель департамента рынков капитала Colliers International Станислав Бибик. Но с учетом престижного местоположения отеля и потенциала роста продаж после окончания кризиса скорее всего объект обойдется покупателю в 3–3,5 млрд руб., добавляет он. Заместитель гендиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич считает, что отель может стоить до 3 млрд руб. Sheraton Palace – одна из самых качественных гостиниц Москвы, она расположена в центре города рядом с несколькими станциями метро и Белорусским вокзалом, напоминает он. Недавно в отеле была проведена масштабная реконструкция, добавляет Ивашкевич, а его средняя годовая заполняемость – 70%, что является хорошим показателем для гостиницы.

Мало-помалу группа «Бин» скупает все крупные отели в районе Тверской улицы. Уже сейчас ей принадлежат гостиницы Marriott Grand Hotel, «Marriott Тверская» и «Националь» (приобретен у города в 2011 г. за 4,58 млрд руб.). В 2012 г. группа выкупила весь портфель недвижимости грузинского бизнесмена Бидзины Иванишвили, в который входили помимо жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках и бизнес-центра Summit гостиницы InterContinental Moscow Tverskaya и «Люксъ». В сентябре этого года стало известно, что управлять гостиницей «Люксъ» будет сеть Hilton Worldwide. Руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова называет группу «Бин» крупнейшим участником гостиничного рынка Москвы: ей принадлежит в общей сложности свыше 2000 номеров (с учетом Sheraton). Для сравнения: «Интурист» контролирует около 1700 номеров (отель «Космос» близ ВДНХ), а бизнесмен Александр Клячин – примерно 1500 (сеть Azimut Hotels и еще ряд активов).

Гостиницы более устойчивы к изменению экономической ситуации, чем, к примеру, офисы и торговые центры, поэтому они привлекательны для инвесторов, объясняет Смирнова. По итогам девяти месяцев 2015 г. и средние цены, и загрузка московских отелей увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в сегменте люкс стоимость номеров выросла примерно на 4–5% в рублях, а загрузка – на 11%, приводит пример Смирнова.