«Вымпелкому» не помогли рублем

Гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин ждет лояльности от абонентов конвергентного тарифа/ Е. РАЗУМНЫЙ/ Ведомости

По итогам I квартала 2016 г. количество абонентов широкополосного доступа в интернет (ШПД) «Вымпелкома» не изменилось по сравнению с концом 2015 г., составив чуть более 2,21 млн подписчиков. Это следует из отчета «ТМТ консалтинга». Оператор занимает четвертое место в России по числу абонентов ШПД. Он оказался единственным из пятерки ведущих операторов, абонентская база которого в I квартале не выросла. По данным «ТМТ консалтинга», у МТС она увеличилась на 1,9%, у «Ростелекома» – на 1,7%, у «Эр-телеком холдинга» – на 1,2%, у «Транстелекома» (ТТК) – на 0,7%. В целом по России количество абонентов ШПД выросло на 1,2% до 30,3 млн.

Данные Telecom Daily по абонентской базе ШПД «Вымпелкома» в целом совпадают с выводами «ТМТ консалтинга». Ее рост в I квартале 2016 г. составил не более 2000 абонентов, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

С марта 2016 г. «Вымпелком» начал предоставлять своим абонентам доступ к фиксированному интернету за 1 руб. Воспользоваться предложением могут подписчики пакетных тарифов семейства «Всё». Мировой опыт показывает, что конвергентные услуги в таком формате снижают отток как сотовых, так и фиксированных абонентов, объяснял этот маркетинговый ход гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин. Человеку сложнее одновременно заменить интернет-канал в квартире, поменяв при этом sim-карты у всей семьи, объяснял он. В случае «Вымпелкома» это позволит не только остановить отток абонентов ШПД, но и расширить их базу, надеялся Слободин.

Провод в упадке

2,9 млрд руб. составила выручка «Вымпелкома» от услуг ШПД в IV квартале 2015 г., снизившись на 11%, следует из отчета Vimpelcom Ltd. Количество абонентов ШПД сократилось на 3% до 2,2 млн

Данные о количестве абонентов ШПД в I квартале 2016 г. «Вымпелком» раскроет позже, обещает его представитель Анна Айбашева. Учитывать показатели начала акции «Все за рубль» в квартальных итогах довольно странно, поскольку любому продукту требуется время для раскрутки, считает она. При этом «Вымпелком» доволен месячными показателями продаж конвергентного продукта, утверждает Айбашева.

Месяца оказалось мало, чтобы интернет за 1 руб. повлиял на рост базы абонентов ШПД «Вымпелкома», замечают и Кусков, и аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. Потенциальные пользователи услуги пока не очень реагируют на рекламную кампанию оператора, им нужно время. Поэтому о ее успехах можно будет говорить не ранее окончания II квартала 2016 г., предполагает Кусков. Абоненты не спешат покупать sim-карты «Вымпелкома» даже в обмен на условно-бесплатный ШПД, так как проникновение мобильной связи уже весьма велико. Всего несколько лет назад ситуация могла оказаться другой, говорит он.

По данным «ТМТ консалтинга», в Москве в I квартале 2016 г. «Вымпелком» также показал нулевой прирост по ШПД. Очевидно, что соединение мобильной связи и условно-бесплатного интернета в одном пакете не ведет автоматически к росту количества пользователей и того и другого, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Фиксированный интернет – не такая дорогая услуга, чтобы менять ради более выгодного тарифа сотового оператора, уверен он. Сотовая связь, особенно в Москве, сейчас недорога, абоненты обращают внимание на ее качество – а если у конкурента «Вымпелкома» оно такое же или выше, то менять оператора ради интернета за 1 руб. нет смысла, отмечает Мирзабеков. По его словам, сейчас абонента к сотовому оператору привязывает в том числе тот факт, что к его мобильному номеру в приложениях для смартфонов привязано много настроек. Менять эти настройки при смене sim-карты довольно проблематично, замечает Мирзабеков.

Пакетные предложения, позволяющие существенно экономить на услугах связи, один из основных факторов роста абонентской базы МГТС, говорит ее представитель Татьяна Мартьянова. Конвергентными пакетами, включающими услуги фиксированной и мобильной связи, на конец I квартала 2016 г. пользовалось более 150 000 абонентов, рассказывает она. В конце марта МГТС представила новый конвергентный пакет, в составе которого нет домашнего телефона, – в первые недели после запуска продажи выше ожиданий, утверждает Мартьянова.

«Ростелеком» собирается предлагать услуги 4Play (домашний телефон, ШПД и ТВ и мобильная связь), запуск запланирован на III квартал 2016 г., говорит представитель оператора Валерий Костарев. Он напоминает, что это станет возможным благодаря тому, что «Ростелеком» подписал с «Т2 РТК холдингом» (Tele2) договор о работе на сетях Tele2 в качестве виртуального оператора.