«АвтоВАЗ» снизил скидки

Компания продлила на август программу обновления парка
«АвтоВАЗ» продолжает снижать скидки по программе обновления парка, действие которой продлил на август/ А. Гордеев/ Ведомости

«АвтоВАЗ» продлил на август программу обновления парка, но снизил размеры скидок, следует из информации на сайте компании. В июле при сдаче старой машины в утилизацию можно было получить скидку в 20 000–40 000 руб., при использовании схемы trade-in – в основном 40 000 руб. Теперь скидки при утилизации на все модели составляют 20 000 руб., при trade-in – 30 000 руб. (прежний размер скидок сохранился только на некоторые комплектующие Lada Largus). С начала года скидки сократились еще больше. Тогда они составляли преимущественно 50 000 руб. при сдаче машины в утилизацию и 40 000 руб. при использовании схемы trade-in. В рамках дополнительного предложения на Vesta и Xray в феврале можно было получить скидку вплоть до 60 000 руб. (при trade-in).

Для модельного ряда Lada это ощутимое снижение. К примеру, самая продаваемая в России модель Lada – Granta стоит от 383 900 руб.

В рамках госпрограммы обновления парка «АвтоВАЗ» и другие местные автопроизводители получают субсидии с расчетом на предоставление ими скидок: на легковые машины рекомендуемый уровень – 40 000–50 000 руб. в зависимости от схемы сдачи старой машины. Эта программа – основная мера поддержки сокращающегося автомобильного рынка (см. график). В 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 35,7%, по итогам января – июня 2016 г. – на 14,1%, гласят данные АЕБ. Продажи Lada – на 31 и 12% соответственно.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил. Снижая размер скидок, компания растягивает предполагаемый лимит помощи от государства по программе, чтобы не приостанавливать участие в ней, объясняет человек, близкий к заводу. К примеру, свою часть в рамках 11,25 млрд руб., выделенных в целом на госпрограмму, «АвтоВАЗ» выбрал в мае, затем продолжил программу за свой счет, рассказал он. Всего на 2016 г. на госпрограмму заложено 22,5 млрд руб.

Другие бренды, входящие в топ-5 российского рынка и также участвующие в госпрограмме, нередко придерживаются другого подхода. Например, Hyundai и Renault к скидкам, рекомендуемым государством, добавляют собственные. В итоге, к примеру, скидка на Hyundai Solaris (производится в Санкт-Петербурге) при использовании схемы trade-in и сдаче старой машины в утилизацию составляет 60 000–70 000 руб., а на локально производимые модели Renault (выпускаются в Москве и Тольятти) при утилизации дается скидка в 50 000–90 000 руб., trade-in – 15 000–75 000 руб., указано на сайтах компаний.

В России большинство автопроизводителей несут убытки, но у Renault и Hyundai, скорее всего, есть поддержка со стороны материнских компаний, у «АвтоВАЗа» же такой возможности нет, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Плюс у компании тяжелое финансовое положение, напоминает он: в 2015 г. «АвтоВАЗ»получил рекордный убыток – почти 74 млрд руб. по МСФО, в первом полугодии 2016 г. – 27,2 млрд руб. Приостанавливать программу «АвтоВАЗ» вряд ли станет – это рискованно в условиях, когда скидки действуют у других компаний, добавляет Беспалов. К тому же размер скидок, даже снизившихся, по-прежнему ощутим, ведь автомобили Lada в основном представлены в бюджетном сегменте, отмечает эксперт. Это так, но снижение скидок может снизить спрос на новинки – Vesta и Xray, которые по цене сопоставимы с иномарками, предупреждает дилер «АвтоВАЗа». Причем по факту чистая скидка может быть даже ниже, добавляет он. По его словам, «АвтоВАЗ» предупредил, что в августе будет компенсировать дилерам скидки не полностью – к примеру, только 20 000 из 30 000 руб. при trade-in. И в этой ситуации дилеры, скорее всего, на «свою» часть скидки (10 000 руб.) будут предлагать услуги и оборудование, считает собеседник «Ведомостей». У «АвтоВАЗа» сложности с деньгами, но и у дилеров, нередко имеющих маржу в 5%, тоже не все хорошо, объясняет он. Часть скидок по программе дилеры брали на себя и в 2016 г., правда в течение небольшого промежутка времени, вспоминает дилер. Это распространенная практика – так делают время от времени и другие автоконцерны, замечает топ-менеджер мультибрендовой дилерской компании.