Мамут пошел в кино

Мамут также ведет переговоры о покупке ближайшего конкурента киносети – «Формулы кино»/ Евгений Разумный/ Ведомости

Александр Мамут закрыл сделку по покупке крупнейшей сети кинотеатров в России – «Синема парк» – у Саида Керимова, рассказали «Ведомостям» источники в этой сети. Гендиректор «Синема парка» Гоарик Котанджян и представитель Мамута это подтвердили. Котанджян уточнила, что финальные документы были подписаны в ночь с 29 на 30 марта.

Вчера же, 30 марта, должно было смениться руководство сети – и. о. гендиректора предполагалось назначить Надежду Ермакову, которая до этого работала финансовым директором компании Мамута AN&N Investments. Сумму сделки стороны не раскрывают. Представитель Мамута не сказал также, на собственные или заемные средства покупалась сеть.

Мамут также ведет переговоры о покупке ближайшего конкурента киносети – «Формулы кино», говорили в феврале источники «Ведомостей». Переговоры находятся в активной стадии, но финального решения нет, рассказал вчера источник, близкий к А1 (основной владелец сети). Представитель А1 от комментариев отказался. Представитель Мамута это не комментирует.

В «Синема парк» входят 39 кинотеатров с 348 кинозалами. У «Формулы кино» 35 кинотеатров с 263 залами (данные «Невафильм Research» по состоянию на конец февраля). Получается, если Мамут купит обе сети, то получит под управление почти каждый седьмой кинозал в стране.

Сейчас Мамут владеет кинотеатром «Пионер» (находится на Кутузовском проспекте в Москве) и управляет кинотеатром «Художественный» (также находится в столице). Последний он взял в аренду у правительства Москвы на 20 лет, сейчас идет его реконструкция. Мамут вложит в восстановление кинотеатра около 1 млрд руб. и рассчитывает окупить инвестиции за 10–12 лет.

В 2014 г. Саид Керимов выкупил «Синема парк» у Владимира Потанина. Сумма сделки не раскрывалась, а разные источники называли принципиально разные суммы. Близкие к Потанину утверждали, что сеть продана примерно за $400 млн, близкие к Керимову – не более чем за $200 млн.

На кинотеатрах не экономят

В 2016 г. число кинотеатров в России увеличилось на 18% до 1387, а число кинозалов в них – на 12% до 4372, следует из данных «Невафильм Research» на конец декабря прошлого года. В прошлом году жители России и СНГ (без учета Украины) потратили на билеты в кино 52,9 млрд руб., что на 9,6% больше, чем годом ранее.

В 2015 г. Керимов сам вел переговоры о покупке «Формулы кино». Стороны принципиально обо всем договорились, но сделка так и не была закрыта, говорили источники «Ведомостей». Почему сделка сорвалась, они не объясняли. Один из собеседников «Ведомостей», знающий детали сделки, тогда говорил, что «Синема парк» готов был заплатить за «Формулу кино» из расчета 5 ее EBITDA за 2015 г. – всего около 5 млрд руб. Другой собеседник утверждал, что сумма гораздо больше, но не называл ее размер. В 2015 г. участники рынка рассказывали, что владельцы «Формулы кино» хотят за нее около $250 млн.

До этого «Синема парк» и «Формулу кино» пытался объединить Потанин. В 2013 г. он вел переговоры с A1 о выкупе их сети. Но осенью того же года руководитель «Газпром-медиа» – теперь покойный Михаил Лесин – предложил Потанину выкупить все его медиа-активы помимо «Рамблера». Лесин при этом был не против одновременно и выкупить «Формулу» у A1. Но в итоге «Газпром-медиа» в конце 2013 г. приобрела у Потанина телеканалы, радиостанции и киностудию, но не кинотеатры. Лесина, по словам источников «Ведомостей», не устроила цена, запрошенная Потаниным.

Гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин считает, что сейчас хороший момент для покупки «Синема парка». Эта сеть в прошлом году развивалась не так быстро, как ближайшие конкуренты, что, несомненно, сказалось на цене актива. А если Мамут сможет объединить «Синема парк» и «Формулу кино», то у объединенной сети будет гигантский отрыв от ближайшего конкурента, указывает он. У такой консолидации может быть очень хороший синергетический эффект – объединенная сеть сможет лучше договариваться по арендным ставкам, по поставкам еды и напитков, техники, а также, возможно, убедит прокатчиков отдавать ей премьеры немного раньше, чем другим, более мелким киносетям.