Выиграли от сбоя

Продажи контрактов конкурентов «Мегафона» в пятницу резко выросли из-за сбоя в его сети. К изменению рыночной доли «Мегафона» сбой вряд ли приведет, считают аналитики
Продажи контрактов МТС выросли во время масштабного сбоя на сети «Мегафона»/ Е.Кузьмина/ Ведомости

Продажи sim-карт МТС в пятницу, 19 мая, в Москве выросли в 2 раза, в Поволжье наблюдался пятикратный рост продаж. Об этом рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, посетители салонов МТС стали чаще обращаться с просьбой перенести номер на ее сеть (услуга MNP). Их количество, а также число проданных sim-карт он не назвал.

В пятницу в «Т2 РТК холдинге» (Tele2) отмечался рост продаж в 2,5 раза по сравнению с обычным днем, утверждает его представитель Константин Прокшин.

Продажи контрактов МТС выросли во время масштабного сбоя на сети «Мегафона». В пятницу его абоненты в Москве, Нижнем Новгороде и еще нескольких городах Поволжья не могли звонить и пользоваться мобильным интернетом. Те же проблемы были и у абонентов «Скартела» (бренд Yota), принадлежащего «Мегафону» и работающего на его сети. О том, что связь восстановлена, оператор сообщил вечером 19 мая. Сотрудники конкурентов «Мегафона» объясняли произошедшее неполадками в HLR (Home Location Register), системе оператора, хранящей данные sim-карт абонентов.

На следующий день гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков назвал аварию следствием ошибки программного обеспечения, извинился перед абонентами и пообещал компенсацию всем пострадавшим от сбоя – размер и форму оператор собирался сообщить в начале этой недели.

Пресыщение связью

44,6 млн столько активных sim-карт было на руках у абонентов в Москве и области на конец 2016 г., по информации AC&M Consulting. Проникновение составило 240%

Количество людей, переходящих в день по MNP в сеть другого оператора, настолько незначительно, что комментировать его не имеет смысла, сообщила представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Комментировать всплеск новых подключений конкурентов она отказалась.

Пятничный сбой в сети «Мегафона» не скажется серьезным образом на распределении долей операторов в тех регионах, которые он затронул, если он останется единичным случаем, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Всплеск подключений к другим операторам в день аварии он объясняет необходимостью – например, если кому-то нужно было сделать обязательный звонок. Но это вовсе не обязательно приведет к переключению абонентов на сеть конкурентов. «Мегафону» сейчас надо постараться не только избежать повторения ситуации, но и дать понять абонентам, что компании не все равно, считает Кусков. К тому же в абонентской базе любого оператора есть 10–15% так называемых бегунков, которые склонны переходить от одного оператора к другому, замечает он. Сбой мог спровоцировать их вновь сделать такой переход, но долгосрочного эффекта он не будет иметь, заключает Кусков.

Репутация оператора нарабатывается годами и не теряется за один день, замечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Негативный эффект от сбоя, безусловно, есть, но вряд ли он приведет к изменению отношения к «Мегафону», полагает он. Анкилов объясняет всплеск подключений главным образом желанием людей иметь резервный канал связи на случай таких сбоев.

Предыдущий крупный сбой сотовой связи произошел в январе 2016 г. в сети «Вымпелкома», но он затронул лишь Москву. Тогда собеседник «Ведомостей», близкий к «Вымпелкому», также объяснял сбой аварией в системе HLR. Еще один крупный сбой в работе сотовой связи, и тоже в Москве, произошел в октябре 2015 г.: несколько дней абоненты «Вымпелкома» не могли дозвониться до абонентов Yota, операторы перекладывали вину друг на друга.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев по соображениям этичности.