Наследник Геракла

Аналитики, предсказывавшие, что замена председателя правления Внешторгбанка Дмитрия Тулина на Юрия Пономарева ничего не изменит ни в политике банка, ни на финансовом рынке, посрамлены. На прошлой неделе главный акционер ВТБ – Центральный банк России закончил перечисление 14 млрд руб. для пополнения капитала ВТБ.

О том, что ВТБ испытывает недостаток собственных средств, председатель Банка России Виктор Геращенко обмолвился еще в сентябре, в день назначения Пономарева на пост председателя ВТБ. Но тогда глава Центробанка оценил сумму возможных вливаний в ВТБ лишь в $250 млн.

Сумма 14 млрд руб. неслучайна – она позволяет Внешторгбанку достичь заветной 8%-ной оценки коэффициента достаточности собственных средств, рассчитанного по международным стандартам бухучета, что определяется как минимум для западных банков. Достижение этого показателя позволит ВТБ претендовать на получение контроля над росзагранбанками, контрольные пакеты которых до сих пор принадлежат ЦБ. Если, как предполагает Пономарев, к лету Дума внесет поправки в закон и разрешит ЦБ продать свою долю в росзагранбанках, то уже в 2000 г. мы сможем стать свидетелями образования группы из шести загранбанков во главе с ВТБ. На финансовом рынке утвердятся два монстра: Сбербанк, специализирующийся на внутрироссийском рынке, и ВТБ, монополизирующий внешнеторговые операции.

Можно предположить, что нынешний успех председателя правления ВТБ не последний в его карьере, которая до сих пор развивалась только по восходящей. В 1988 г. журнал Institutional Investor признал Юрия Пономарева – тогда начальника валютно-экономического управления ЦБ – “лучшим банкиром мира” (наряду с топ-менеджерами Bank of New York, Banco Espanol de Credito, National Bank of Kuwait…). С тех пор Пономарев успел поруководить двумя росзагранбанками, вернуться в Россию и встать во главе второго по величине банка страны. Карьере банкира не помешал даже скандал с Fimaco – дочерней компанией парижского Евробанка, которым в то время управлял Пономарев: не чувствуя за собой никакой вины, банкир не испугался признать себя одним из авторов схемы Fimaco, по которой инвестировались валютные резервы ЦБ.

Следующая ступень в послужном списке Юрия Пономарева – руководство Центральным банком РФ. В 1992 г., после первой отставки Виктора Геращенко, Пономареву уже предлагали возглавить ЦБ и он согласился – назначение не состоялось из-за обострившегося противостояния правительства и хасбулатовского Верховного Совета. Но когда Геращенко окончательно соберется на покой, он наверняка назовет Пономарева одним из первых в списке своих преемников. Потомственный финансист (с прежним председателем ВТБ Юрием Полетаевым Пономарев играл в футбол еще в пионерском лагере Минфина), профессионализм которого ни у кого не вызывает сомнений, Пономарев к тому же пересидел все лихие годы становления и кризиса российской банковской системы за границей и потому сохранил репутацию, не запятнанную банковскими войнами и приватизационными скандалами.