От редакции: Издержки монетизации

Протесты льготников заставляют правительство тратить на реформу дополнительные деньги, при том что регионы потихоньку отказываются от монетизации, предпочитая оставлять льготы в натуральном виде. В итоге дополнительные расходы федерального бюджета составят 130,44 млрд руб. (из них 115,04 млрд руб. – на повышение пенсий, 6,9 млрд руб. – на денежное довольствие военнослужащим и 8,5 млрд руб. – на оплату проездных билетов для “федеральных” льготников). При этом у многих регионов по-прежнему нет своих средств на проездные, и губернаторы предпочитают растить долги перед транспортными предприятиями, откладывая реформу до лучших времен.

Решение проблемы в пожарном порядке всегда дороже планового, и дополнительные социальные расходы бюджета неминуемо повлекут за собой внеплановый рост инфляции. Но экономисты сходятся во мнении, что он не станет критичным. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что дополнительная инфляция в любом случае не превысит 0,5%, а руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев – 0,2%. К тому же инфляционный налог в первую очередь придется заплатить тем, кто не получил никаких компенсаций, т. е. работающим гражданам, льготами не пользовавшимся. Но проблема в том, что обещанная президентом Владимиром Путиным прибавка к пенсии в размере 240 руб. в принципе не способна решить проблемы пенсионеров, чьи доходы в реальном выражении росли в последние годы гораздо медленнее, чем доходы экономически активного населения. Рост пенсий отставал и от роста потребления, в результате чего малообеспеченные пожилые люди чувствовали себя еще более обедневшими – особенно на фоне многократного увеличения зарплат федеральных чиновников, о котором говорили во всех новостях. И то, что реформа затронула самый малообеспеченный слой населения, серьезно усугубило проблему монетизации. Если бы в качестве эксперимента правительство начало с замены денежными компенсациями льгот чиновников или депутатов и в случае успеха постепенно распространило бы этот опыт на другие слои населения, внеплановых бюджетных расходов вполне можно было бы избежать. Возражения о том, что указанные льготы не оказывают серьезного влияния на расходы бюджета, не выдерживают никакой критики – льготы ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам стоят копейки, но никому почему-то не пришло в голову оставить их немногочисленных получателей в покое. Если налоги депутаты снижают осторожно и постепенно, опасаясь за бюджетные поступления, почему бы не поступить аналогичным образом с монетизацией льгот. Тем более что в повестке дня стоят и другие немаловажные реформы. Например, переход на 100%-ную оплату услуг ЖКХ гражданами, не имеющими никаких прав на льготы. Это ведь тоже своего рода монетизация, но как раз для тех, чья зарплата росла в последние годы значительно быстрее пенсии.