Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1299 от 03.02.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Неявный кризис

От редакции: Неявный кризис

Судя по опросам, банковская “турбулентность” лета 2004 г. мало затронула россиян вообще и москвичей в частности. Однако кризисные события лета прошлого года могут иметь куда более существенное влияние на настроения людей и финансовую систему страны.

Социологи фиксируют, что непосредственное влияние банковского кризиса на население оказалось малозаметным. По данным опросов фонда “Общественное мнение” (ФОМ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в середине июля 2004 г. о том, что их задел кризис, заявили лишь 7% опрошенных. Схожие результаты дал и недавний опрос москвичей маркетинговой компанией BrandLab: о том, что их – морально или материально – затронул кризис, заявили лишь 14% опрошенных. Зато более 61% опрошенных признались, что на них кризис никак не повлиял, они его фактически не заметили.

Сходство итогов опросов ВЦИОМ, ФОМ и BrandLab тем удивительнее, чем больше разница в выборках этих опросов. У 13% респондентов ВЦИОМ сбережения хранятся дома, а 58% не имеют их совсем; 67% опрошенных ФОМ и не пытаются копить. А BrandLab опрашивал экономически активных москвичей в возрасте от 25 до 44 лет со средним и выше среднего уровнем доходов, и у 29% из них за последний год были вклады в банках.

Единство взглядов столь разных групп респондентов можно трактовать двояко. Оптимистически – как подтверждение ограниченности и несистемного характера банковского кризиса лета 2004 г.; доказательство, что кризис был лишь на страницах газет. Тем более что, по словам социологов, не все те, кто считает себя пострадавшим от кризиса, на деле являются таковыми.

Но если посмотреть на те же результаты под другим углом, получится более мрачная картина – склонность к сбережениям у населения страны упала из-за негативных ожиданий по поводу будущего банков. По данным BrandLab только 28% опрошенных не ждут продолжения кризиса – и это образованные, обеспеченные москвичи, более способные к сбережению, самые интересные для банков потенциальные клиенты. А в целом готовых доверить свои деньги банкам еще меньше – лишь 2% и 3% респондентов соответственно ФОМ и ВЦИОМ заявили в июле 2004 г., что потенциально готовы вложить деньги в российский коммерческий банк. Еще 22% и 27% соответственно верят Сбербанку. Остальные выбирают другие способы вложения, которые либо ограниченно (недвижимость), либо вообще не помогают (деньги в матрасе) поступлению денег в деловой оборот.

Эти негативные ожидания уже оказывают свое влияние. Высокую инфляцию – 11,7% вместо 10% по плану – экономисты среди прочего объясняют еще и тем, что после летнего кризиса граждане предпочли пустить доходы на потребление, а не отнести в банк. По данным Центробанка, в 2004 г. темпы роста банковских вкладов упали по сравнению с 2003 г. почти на 60% (с 47% до 28%), а темпы роста капитала банков снизились в 2,5 раза (с 40% до 17%).

Спад в банковском секторе в 2004 г. некоторые эксперты склонны считать временным эффектом переходного периода (введение системы страхования вкладов, внедрение МСФО), а не следствием перманентного ухудшения настроений вкладчиков. Но запоздалая реакция ЦБ на недавние проблемы Союзобщемашбанка, отсутствие серьезных перемен в системе рефинансирования банков демонстрируют, что выводы из кризиса не сделаны. Мало что позволяет надеяться на изменение ожиданий в лучшую сторону, так что рожденный кризисом банковский спад может затянуться.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать