От редакции: На букву “Ю”

Одобрено несколько принципиальных вещей (которые еще предстоит оформить в виде поправок). Во-первых, в Налоговом кодексе должен появиться исчерпывающий список документов, которые инспектора смогут требовать при проверках. Во-вторых, при угрозе банкротства компаниям позволят гасить налоговые долги в рассрочку. Наконец, проверить налогоплательщика повторно можно будет лишь в том случае, если суд установит факт подкупа инспектора или подлога документов при первой проверке. Глубоко важно и то, что оценивать работу налоговиков предлагается по числу выигранных у компаний дел, а не по сумме доначисленных налогов.

Предложения были высказаны и одобрены на совещании с участием вице-премьера Александра Жукова, министра финансов Алексея Кудрина и его заместителя Сергея Шаталова. Слова на букву “Ю” на таких мероприятиях тщательно избегаются. Но озвученные предложения невозможно не проецировать на знакомые примеры.

Как известно, ни один налоговый инспектор в сговоре с менеджментом “ЮКОСа” не был уличен, а это значит, что повторная проверка, из-за которой все началось, по новым правилам, вероятно, была бы невозможна. А если бы компании дали рассрочку, то продавать “Юганскнефтегаз” просто не понадобилось бы. Такое впечатление, все предложения правительства, от первого до последнего, – это работа над ошибками в отдельно взятом деле. Более того – если поправки будут приняты – Налоговый кодекс даже позволяет пересмотреть это дело по новым правилам, ведь, как известно, законодательство о налогах и сборах имеет обратную силу, если нововведения “устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков”.

Конечно, это смелое предположение. Не похоже, чтобы в ближайшее время всерьез зашла речь о возвращении “Юганскнефтегаза” собственнику. Поэтому вчерашнее публичное осуждение налогового произвола главой государства – это прежде всего РR-акция. Чтобы она произвела впечатление, нужно было выполнить два условия – говорить о самом важном и говорить с самой высокой трибуны. Публичное “одобряю” президента должно было посеять в инвесторах самые оптимистические ожидания. При этом авторы концепции всерьез надеются, что Госдума узаконит их предложения еще до конца весенней сессии, что само по себе стало бы очень показательной акцией.

Когда советник президента Андрей Илларионов говорит о том, что без возвращения “Юганскнефтегаза” “ЮКОСу” стране не построить “солидное будущее”, невольно вспоминается логика сторонников реституции. Наследники богатых дворянских семей, и не только они, не раз говорили о важности для России возвращения награбленного большевиками. Вопрос о необходимости реституции все-таки не так однозначен. Он сильно осложняется давностью лет, запутанностью семейных связей и гибелью большей части собственности. Во всяком случае, московские власти, встречаясь с наследниками дворянских фамилий в суде, спокойно ссылаются на декрет “Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах” от 20 августа 1918 г. – так, будто его только что приняла “Единая Россия” и подписал президент Путин. И наследникам ничего не остается, как пытаться оспорить большевистский декрет в современном Конституционном суде как не соответствующий Конституции РФ, что тоже оказывается делом неблагодарным. Так что о возвращении “Юганскнефтегаза” можно лишь мечтать.

Что, конечно, не умаляет достоинств последних налоговых предложений вице-премьера Александра Жукова. Исправить плохой закон никогда не поздно. А будет ли этого достаточно для восстановления доверия инвесторов – уже другой вопрос.