От редакции: Припарки партиям

Отмена прямых выборов губернаторов оказалась, как и предсказывали эксперты, перебором. Остатки политической жизни в регионах оказались под угрозой полного обнуления. Персональный состав и повестка дня региональной исполнительной власти определяются теперь за закрытыми дверями полпредств и администрации президента.

То, что такая ситуация неприемлема хотя бы по имиджевым соображениям, стало очевидно. И в ответ Кремль устами президента обещал партии – победительнице на региональных парламентских выборах право предлагать кандидатуру на пост губернатора.

Дополнительным следствием этой инициативы по замыслу авторов должны стать рекапитализация “Единой России” и повышение интереса к парламентским выборам, которые рискуют быть проигнорированными. Сегодня только специалисты могут внятно описать политические программы большинства партий. Остальных избирателей эти детали не интересуют – политическую повестку дня определяет исключительно исполнительная власть. Но именно это и обесценивает все вложения в “Единую Россию”, организационные и финансовые. К тому же в Кремле убеждены, что сильные политические партии – залог стабильности и преемственности политического курса в развитых демократических странах. А проблема преемственности – а вернее, преемника – все сильнее беспокоит политических стратегов.

На утверждение в тот же региональный парламент по-прежнему будет представляться только одна кандидатура. И нет гарантий, что это партийная кандидатура. При этом региональные депутаты де-факто не могут воспрепятствовать приходу нежелательного для них кандидата – в отличие, например, от Госдумы при утверждении премьер-министра. Очевиден фильтр, гарантирующий, что губернатором не станет “не тот” человек, представляющий “не ту” партию, – такой выбор будет просто отклонен президентом. И даже если президент выберет партийного кандидата, это не обязательно будет выбор народа: партия – победительница выборов не всегда имеет большинство. Но ее оппоненты, даже объединившись и сформировав коалиционное большинство, не смогут помешать ее выбору, если его поддержит президент.

Влияние партий на политическую повестку дня останется минимальным, поскольку левым и правым, скорее всего, просто не дадут такой возможности, а “Единая Россия” получает свою повестку из Кремля. И главное – все по-прежнему зависит от центра, именно там все равно принимаются все решения.

Проект “партия власти” неизбежно теряет значимость с точки зрения разделения ответственности при моноцентрической системы власти, построенной на личном рейтинге и авторитете президента. Повысить значимость партий вообще, и “Единой России” в частности, лишь иллюзией их участия в назначении губернаторов едва ли удастся. Для этого нужно наделить региональные парламенты реальным правом выбора. Например, предлагая не одного, а как минимум двух кандидатов в губернаторы, окончательно выбирать из которых будут именно депутаты и фракции, представляющие разные партии.