От редакции: Дым нефти

Международный скандал вокруг сделок с иракской нефтью, в котором фигурируют, среди прочих, имена российского депутата Владимира Жириновского и бывшего главы администрации президента Александра Волошина, не затухает.

Осенью прошлого года американские сенаторы опубликовали доклад, в котором утверждалось, что политики из разных стран мира имели возможность получать взятки от Саддама Хусейна, поскольку их имена фигурируют в найденных в Багдаде документах о порядке распределения квот на продажу нефти в рамках программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие”.

Россия сделала вид, что эта информация ее не касается. Несмотря на то что доклад явно порочил имидж страны, Россия не заявила о намерении провести собственное расследование достоверности американских документов и причин, по которым в списке участников иракского нефтяного бизнеса оказались известные российские политики.

А зря, потому что на этой неделе сенат выпустил новый доклад, в котором уже сформулированы прямые упреки в адрес Александра Волошина и России в целом. В докладе утверждается, что Хусейн решил отблагодарить Россию нефтяными квотами за то, что она заблокировала голосование в Совете Безопасности ООН по вопросу введения дополнительных санкций против Ирака. И эта благодарность досталась конкретным лицам. В аналогичных нарушениях обвиняются чиновники и многих других стран, включая Францию.

Российские правоохранительные органы не проявляют к скандалу ни малейшего интереса. В отличие, скажем, от швейцарских коллег, которые уже начали свое следствие. Вероятность, что ситуация изменится, мала. Ведь чтобы добиться успеха в расследовании уголовного дела, нужно найти улики или хотя бы пострадавшего. А у нас пострадавших от программы “Нефть в обмен на продовольствие”, кажется, нет.

Россия не может делать вид, что иракский скандал к ней не относится. Сведения американских сенаторов нуждаются в аргументированной оценке. Но кроме того, эта история заставляет задуматься еще и о том, что в России нет законодательных актов, которые бы определяли разумные рамки поведения чиновников и депутатов. Если, например, Ирак выписывает на имя вице-спикера Госдумы определенное количество баррелей нефти, а тот потом, совершенно безвозмездно, передает эту квоту какой-нибудь нефтяной компании, то он тем самым защищает интересы Ирака, России, нефтяной компании или свои собственные? Законодательно оценить эту коллизию пока что невозможно.