От редакции: Вам пакет

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – снова самая актуальная задача российской политики. Но не экономики. Вчера президент Путин пожурил за медлительность главу Минпромэнерго Виктора Христенко, ответственного за подготовку базовых документов ЕЭП: главы Белоруссии и Казахстана давно готовы подписать бумаги, а бумаг все нет! Христенко доложил, что первый пакет из 38 документов подготовлен, окончательное согласование пройдет в пятницу в Минске на заседании Группы высокого уровня по формированию ЕЭП. Вот только “украинские коллеги” хотят подписать меньше половины документов, “что нарушает принцип пакетности”.

Остальные участники ЕЭП Украину в общем-то и не ждут. Владимир Путин еще на прошлой неделе заявил, что первые соглашения подпишут три страны.

О создании ЕЭП лидеры России, Украины, Белоруссии и Казахстана объявили в феврале 2003 г. ЕЭП предусматривает создание зоны беспошлинной торговли, Таможенного союза, свободное движение капитала и рабочей силы, единые правила поддержки производителей и появление наднациональных органов, которые, в частности, определят таможенные тарифы. Для этого участникам надо одобрить в общей сложности 85 соглашений.

Активизация проекта ЕЭП выглядит любопытно на фоне интеграционных процессов в Европе. В прошлую пятницу семь стран Центральной и Юго-Восточной Европы, входящих в Центральноевропейскую ассоциацию свободной торговли (СЕФТА), – Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория – подписали декларацию о создании зоны свободной торговли. К ним присоединился также край Косово. В ближайшее время в члены организации примут Молдову. СЕФТА – это такая “младшая группа” объединяющейся Европы, и развитие экономики в этих странах приближает их к вступлению в ЕС. Комиссар по вопросам расширения ЕС Оли Рен прямо сказал, что Румыния и Болгария в случае вступления в Евросоюз покинут СЕФТА (это должно произойти 1 января 2007 г.), но для других государств сотрудничество в ее рамках станет подготовкой для интеграции в европейские структуры.

Еще неделей раньше восемь южноевропейских стран (СЕФТА плюс Греция) договорились о создании энергетического сообщества. Четкая цель интеграции в рамках СЕФТА (подготовка в ЕС) делает понятными и предсказуемыми решения входящих в нее государств.

Какова цель ЕЭП? Да, это региональное соглашение улучшит условия для развития экономики его участников. Но не радикально. У России с Белоруссией уже союз, в котором формально осталось только ввести единую валюту и избрать наднациональный орган руководства. Правда, при этом, по данным белорусского аналитического центра “Стратегия”, в 2005 г. торговый оборот между странами упал: белорусские субъекты экономики купили российских товаров на 12,7% меньше, чем в 2004 г., а белорусский экспорт в Россию упал в физическом объеме на 10,9%. Недавнее заявление “Газпрома” о поднятии цены на газ для Белоруссии до европейского уровня выводит отношения между странами в отдельную политическую дискуссию, не имеющую отношения к ЕЭП.

Казахстан, полностью поддерживающий планы создания ЕЭП, на данный момент имеет лучшие темпы роста экономики в СНГ, успешно проводит структурные реформы и в общем-то вполне может обойтись без нового союза – в ВТО его и так примут.

Особая позиция Украины давно известна. Украинцы стремятся не потерять традиционных торговых отношений с Россией, но и не связать себя обязательствами в рамках ЕЭП – как бы они не помешали вступлению в ВТО и ЕС. И между прочим, к ВТО сейчас Украина гораздо ближе, чем Россия.

Владимир Путин в последнее время резко высказывается о ВТО, делая акцент на том, что Россия больше не пойдет на уступки на переговорах. Целесообразность вступления России в ВТО проверит и Госдума – вчера президиум фракции “Единая Россия” поручил комитету по экономической политике, предпринимательству и туризму подготовить справку о последствиях такого шага. Так что пока ограничимся ЕЭП.