От редакции: Проигрыватель моно

Рефлекторная реакция чиновников на волну отравлений некачественной алкогольной продукцией предсказуема. Во-первых, все происходящее, естественно, “спланированная акция” (так считают министр Михаил Зурабов и санитарный врач Геннадий Онищенко). Во-вторых, чтобы решить проблему, нужно, естественно, ввести государственную монополию не только на оборот спирта, но и на производство и продажу всей алкогольной продукции. Так считают спикеры Совета Федерации Сергей Миронов и Госдумы Борис Грызлов. За госмонополию также министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Агроминистерство давно предлагает монополизировать оборот спирта, однако пока не удалось: соответствующий законопроект был принят в первом чтении, но администрация президента дала отрицательное заключение, посчитав, что “законопроектом, по существу, не вводится госмонополия <...> а устанавливаются дополнительные ограничения и требования”.

Роль монополий в российской экономике в последнее время явочным порядком пересматривается. Недавнее исследование Высшей школы экономики, проведенное совместно с Всемирным банком, показало, что более 20% руководителей предприятий считают свои компании монополистами на рынке – т. е. их доля составляет более 50%. Около половины предприятий не конкурируют с зарубежными производителями. Тенденция явно просматривается и в ситуации с естественными монополиями, запланированные реформы которых либо тормозятся, либо вообще признаны вредными (РАО “Газпром”). Государство также все активнее участвует в капитале компаний и создании крупных холдингов в стратегических отраслях. Можно, пожалуй, утверждать, что в явном или завуалированном виде государство сегодня стремится к монополии в стратегических отраслях (ВПК, автопром) или отраслях, приносящих большой доход (ТЭК).

К каким отнести алкогольную? В дореволюционное и советское время водка была одной из важнейших доходных статей бюджета, принося порой до половины всех доходов. Сегодня бюджетная роль водки гораздо скромнее: по данным Национальной алкогольной ассоциации, за 2005 г. бюджет получил в виде акцизов и налогов более 115 млрд руб., что составляет около 2,25% доходов. Да и необходимость в этом невелика на фоне высоких цен на нефть и растущего стабфонда. То есть фискальной необходимости вводить монополию нет. Вполне вероятно, что есть необходимость медицинская и демографическая – с этой точки зрения отрасль, безусловно, стратегическая. Однако неочевидно, что монополия спасет нацию. И водку по 3 руб. 62 коп. не вернет.

Представление о монополии как о решении проблемы содержит внутреннее противоречие. Монополия, как правило, и есть проблема, а не решение проблемы. Конечно, даже в самой развитой экономике есть области более или менее монополизированные. Однако монополии находятся под пристальным вниманием контролирующих органов и должны доказывать необходимость и полезность своего существования.

Российские монополии, особенно естественные, отличаются непрозрачностью и неподотчетностью обществу. Между тем индекс затрат на оплату труда и прочих затрат на производство у них, как правило, превышает индекс инфляции. Впрочем, построение рыночной экономики, похоже, перестало быть целью для России.