От редакции: Закон – тайга

Многострадальные поправки в Лесной кодекс (необходимость изменений обсуждалась четыре года) наконец приняты Думой. Впрочем, испытания, выпавшие на долю кодекса, вряд ли закончились – речь идет об очень богатой отрасли, институциональная реформа в которой столь же необходима, сколь и дорога.

Обладая колоссальными запасами леса (25% мирового фонда), Россия занимает лишь 2–3% мирового рынка переработанных продуктов. Причина – в предпочитаемом экспорте кругляка (в 2005 г. за рубеж было вывезено 57% необработанной древесины) вместо переработки на территории страны и дальнейшей продажи готовых продуктов. Это, в свою очередь, приводит к дефициту собственной лесобумажной продукции и ее импорту. Между тем перерабатывать больше невозможно из-за износа мощностей, составляющего около 60%, и большой рентабельности экспорта. Изменить систему очень сложно: даже президенту пришлось повторять свое личное требование повысить экспортные пошлины. Весной он попросил об этом правительство, а осенью уже пожаловался на правительство народу в прямом телеобщении. Будет ли эффективна эта мера, сказать сложно: например, в ТЭКе, где наблюдаются схожие проблемы, она не сработала – дефицит перерабатывающих мощностей не исчезает, несмотря на высочайшие экспортные пошлины на нефть.

Институциональная реформа отрасли очень важна. Например, переход к долгосрочной аренде – минимальный срок поднят с пяти до десяти лет, максимальный понижен с 99 до 49 – позволит спокойно осуществлять инвестиционную деятельность и в то же время защитит государство от “скрытой приватизации” леса. По мнению участников рынка, главный инструмент стимулирования переработки содержится в новом механизме лесопользования на основе приоритетных инвестиционных проектов: государство может предусмотреть преференции при постройке новых перерабатывающих мощностей. Бизнес сможет арендовать лесные площади по пониженной ставке, вкладывая больше денег в переработку, а государство в рамках того же механизма займется инвестициями в инфраструктуру.

По данным Федерального агентства лесного хозяйства, в России на 1000 га лесных земель приходится 1,2 км дорог, в Европе и США – в десятки раз больше. Здесь кроется и главное сомнение в том, что новый кодекс будет стимулировать переработку. Сегодня обрабатывается только 18% леса, пригодного для промышленного использования (около 160 млн га), а на остальных 82% нет никакой инфраструктуры и рентабельность ниже. Когда и как лес будет попадать в инвестиционные проекты – вопрос не только времени, но, весьма вероятно, и добавочной коррупционной стоимости.

Введение обязательных аукционов на аренду участков леса также может дать побочные эффекты. Эксперты опасаются, что отсутствие предварительного отбора участников аукциона может привести к тому, что преимущество получат финансовые спекулянты и рейдеры. Другая опасность – обязательный кадастр участка перед аукционом. Оценка 1 га леса обойдется, по экспертным оценкам, в $100, и оплачивать ее должно государство. В госбюджете на 2007 г. таких средств не предусмотрено, т. е. либо аукционы будут заморожены на год, либо цену кадастра включат в стоимость аренды, что опять даст преимущество спекулятивным инвесторам.

Кодекс не панацея. Он носит достаточно декларативный характер и требует принятия еще около 60 подзаконных актов. Если закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент, то он вступит в силу уже 1 января 2007 г. Не очень понятно, как он будет работать до 1 июля (срок, отведенный правительству на выработку подзаконных актов) и после 1 июля (почти 40% поручений президента и премьера исполняются не в срок или некачественно, о чем свидетельствует последняя статистика аппарата правительства). Ну что ж, тогда президент опять пожалуется народу.