От редакции: В поте лица

“Пятничный синдром” (уход сотрудников с работы раньше положенного) обходится британским компаниям в 50 млн фунтов в год. Проблема кажется знакомой: нежелание работать перед выходными и после выходных (“понедельник – день тяжелый”) интернационально. Японские ученые, например, недавно установили, что в понедельник утром у большинства людей повышается давление, что связано с новыми моральными и физическими нагрузками, которых нет в воскресенье.

Жалобами на понедельник и пятницу заполнена и российская часть интернета. Однако в России вечерний пятничный час пик не сдвигается, как в Англии, почти к полудню. Сидеть на работе заставляют более жесткие отношения между работником и работодателем и несколько отличные от западных трудовые ценности россиян.

По данным исследований Института социологии РАН, трудовые ценности россиян значительно изменились с начала 1990-х к середине 2000-х гг. Главные результаты – усиление мотива зарплаты (с 86% почти до 100%) и ослабление мотива самореализации (с 57% до 34%). Собственно важность наличия работы выросла с 49% до 70%.

Жители стран “семерки” гораздо больше россиян ценят соответствие работы способностям (61% против 34%), возможности достижения цели (67% и 44%), а также работу ответственную (53% и 19%) и инициативную (54% и 24%).

Наличие постоянной работы – часть представления россиян о стабильности, а стабильность – это то, чего россияне хотят (о том, что сейчас для страны важнее стабильность, а не перемены, говорят 66% опрошенных фондом “Общественное мнение”). Стабильность в их понимании неразрывно связана с государством, и рост стабильности – с усилением роли государства в экономике, ростом зарплат бюджетников. В этой связи отличия в трудовых ценностях от стран победившего капитализма вполне закономерны.

Профессор Надежда Лебедева из Высшей школы экономики в докладе “Культура и экономическое развитие: существует ли связь?” исследовала базовые ценности россиян, сгруппировав их в серию противоположных установок.

Эти оппозиции таковы: стабильность жизни – самореализация, доминирование – равенство, поиск удовольствий – духовность. Исследователи обнаружили рост ценностей стабильности жизни, равенства и доминирования.

При этом наиболее продуктивным для экономического развития является влияние таких культурных измерений, как самореализация, временная перспектива, поиск удовольствий и уровень религиозности. Стабильность жизни, доминирование и равенство в экономическом отношении непродуктивны, поскольку поддерживают установки экономического патернализма. На демократические социально-политические установки наиболее позитивное влияние оказывают самореализация, духовность и временная перспектива. Равенство поддерживает как демократические, так и авторитарные установки. Негативное влияние оказывают ценности стабильности жизни и доминирования, поддерживая политический авторитаризм и этническую нетерпимость.

Серьезное отношение россиян к работе нельзя объяснить только желанием получать стабильный доход. Социологи ФОМ задали респондентам вопрос: чем бы они стали заниматься, если бы не приходилось думать о заработке? Половина продолжила бы работать. Возможно, россиянам нравится их работа: 65% в целом удовлетворены своей нынешней позицией. Но даже из тех, кому работа не нравится, 27% продолжили бы трудиться, если бы в этом не было житейской необходимости. В том, что люди говорят о своем отношении к работе, специалисты ФОМ увидели некий “синдром трудовой этики”. Работа важна для людей как показатель собственной социальной значимости.

Корни современной российской трудовой этики еще предстоит установить. Как бы то ни было, россияне продолжают “в поте лица своего есть хлеб”.