По звонку

В избирательной кампании депутатов/президента – 2007–2008 Кремль вступил в губернаторскую фазу. Суть в том, чтобы, мягко говоря, подготовить и без того политически утихомиренный губернаторский корпус к грядущим выборам. Выборы должны пройти без неожиданностей для “Единой России” и преемника и по возможности без потрясений для федерального бюджета. На такое далеко не все губернаторы способны, особенно из тех, кто хоть и привык, но не любит советоваться, полагая, что заслужил это право долголетним сидением на пике региональной власти.

Операция “образумь губернатора” проводится по закону и по понятиям, но не по заслугам и вряд ли по совести. Сначала с губернатором по понятиям договариваются в Кремле: предлагают должность, объясняют политическую целесообразность перемещения. А потом по закону губернатор пишет добровольное заявление об отставке.

Правда, бывают осечки. Вот недавно Кремль объявил, что сахалинский губернатор Иван Малахов по собственному желанию отправился в отставку. А он спустя несколько дней забылся с горя и стал рассказывать, какой неожиданностью стало для него увольнение. “Я подспудно понимал, что такое может произойти, но все равно это неожиданно. Честно говоря, мне жалко”, – сокрушался г-н Малахов.

С самарским Константином Титовым тоже не очень красиво получается. Он съездил к руководителю президентской администрации Сергею Собянину, тот ему якобы объяснил, что надо двигаться в сторону сложения полномочий. Титов двинулся: собрал узкий круг коллег-товарищей, предупредил о своем уходе, мол, спасайся, кто может. А вечером кто-то (никто не может признаться кто, но все догадываются) будто позвонил Титову, и боль прощания отступила. “Остается... Остается...” – зашептались в самарских кулуарах, и г-н Титов, говорят, воспрянул духом, выпрямился и улыбается так, будто и не собирался уходить вовсе. Теперь надо молиться, чтобы вечером опять не позвонили, а то мало ли... В общем, живут от звонка до звонка.

Там, где возникает незапланированное сопротивление, со скоростью насекомых размножаются уголовные дела. Уголовные дела растут и превращаются в монстров, ночным кошмаром заползают в уставшее сознание губернатора и в 100% случаев он, психически подавленный, но морально обновленный, отступает. Так было с амурским Леонидом Коротковым. Так почти стало с пермским Олегом Чиркуновым – но он пока трепещет на грани, как бабочка под абажуром, и не улетает с губернаторского кресла.

Мне не жалко губернаторов – они же взрослые мужчины, а у кремлевских чиновников на все один ответ: от Майдана Россию спасают. И спасут наверняка, только не вырастет ничего на лужайке, спасенной от сорняков, но залитой гербицидами. Вот и получается, что демократия у нас чудесная – без грязи, только экология плохая.