Статья опубликована в № 1981 от 01.11.2007 под заголовком: От редакции: Фронт работ для имиджмейкеров

От редакции: Фронт работ для имиджмейкеров

Есть ли какая-нибудь польза для России от глобального рейтинга конкурентоспособности, который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ)? Какая, собственно, разница, занимаем мы в этом рейтинге 1-е место (а в этом году 1-е место досталось США) или последнее, 131-е место, которое ВЭФ присудил вчера африканской стране Чад?

Несмотря на математические расчеты и тщательно разработанную методику, рейтинг ВЭФ – это в первую очередь отражение субъективных представлений нескольких тысяч топ-менеджеров, которые они согласились выразить в анкетах форума. Оценочных критериев в рейтинге гораздо больше, чем «жестких» (см. статью на этой странице). В основе рейтинга представления опрошенных ВЭФ бизнесменов о деловом имидже стран мира.

Вопрос имиджа волнует российские власти давно. Минэкономразвития даже составило «Программу улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом» и в начале октября передало ее на рассмотрение правительства. «Имидж России, – говорится в программе, – в глазах потенциальных инвесторов хуже ее [реального] инвестиционного климата», поэтому правительству предлагается создать специальную имиджевую госкорпорацию, которая будет пропагандировать успехи нашей страны за рубежом за счет бюджета и средств частных спонсоров.

Хотя главным эффектом улучшения имиджа должен стать рост инвестиций в Россию, проще всего оценить эффективность предстоящих затрат, увидев значительное повышение России в мировых имиджевых рейтингах, в том числе рейтинге ВЭФ.

Специальные усилия и расходы со стороны правительства по организации «комментариев авторитетных экспертов, аналитиков, деятелей культуры и науки, бизнесменов с высказыванием поддержки и одобрения» при помощи государственных информагентств еще не предприняты, а Россия уже поднялась в рейтинге ВЭФ – с 59-го места на 58-е среди 131 страны. При этом авторы исследования оговариваются, что в прошлогоднем рейтинге оценивались только 122 страны и среди них Россия уже 55-м месте. То есть наш показатель глобальной конкурентоспособности выше среднего.

Выше Казахстана, успешные реформы которого нам часто ставят в пример, выше Бразилии, которая считается наиболее перспективной страной Латинской Америки, Украины, Аргентины, Венесуэлы и Грузии. Наши соседи в рейтинге – Хорватия (57-е место) и Панама (59-е).

Сможем ли мы с помощью госпропаганды догнать, например, Китай (34-е место) или хотя бы Индию (48-е)? Для этого правительству необходимо найти способ убедить инвесторов, которые, по данным ВЭФ, считают, например, корпоративную этику российского бизнеса одной из худших в мире (120-е место по этому критерию), что на самом деле это не так. И Минэкономразвития надо определиться, что делать сначала – улучшать этику или доказывать, что мировые топ-менеджеры ошибаются в ее восприятии.

Рейтинг ВЭФ оценивает страны по 108 критериям. По одному из критериев Россия – абсолютный мировой лидер: у нас минимальное количество случаев заболевания малярией. Мы также занимаем 7-е место в мире по экспортному потенциалу, 9-е – по профицитности госбюджета, 10-е – по размеру внутреннего рынка, 11-е – по размеру госдолга, 14-е – по соотношению зарплат и производительности, качеству аспирантского образования и объему авиаперевозок, 15-е – по простоте процедур найма персонала, 27-е – по количеству процедур, необходимых для начала бизнеса.

Нам, безусловно, есть чем гордиться, а имиджевой госкорпорации есть о чем трубить на весь мир. Но трудно не согласиться, что, например, малое число случаев заболевания малярией – объективный факт. Такой же, как и большое число случаев заболевания туберкулезом, по которому Россия оказалась на 90-м месте. Такой же, как низкое качество российских автодорог – 106-е место в мире.

Имидж состоит из таких объективных фактов, а не «комментариев с поддержкой и одобрением». По 32 критериям форума Россия находится за пределами сотни лучших стран, а Китай – лишь по 16. Опрошенные ВЭФ бизнесмены крайне низко оценивают качество рыночных механизмов в России, например внутреннюю конкуренцию, работу антимонопольных органов. Базовые институты экономики коммунистического Китая – судебная система, права собственности, регулирование – им нравятся больше, чем российские, хотя китайцы, конечно, тоже получили не очень высокие баллы.

О России, как и о любой стране мира, гораздо больше говорят ее дела, а не слова. У нас растут макроэкономические показатели, и мы поднимаемся в рейтинге ВЭФ. Но у нас не улучшается ситуация с коррупцией, институтами и механизмами рыночной экономики – и поэтому мы поднимаемся совсем не так, как хотелось бы.

Уже одно принятие реализуемой, эффективной программы мер по защите прав собственности в стране помогло бы нам подняться в глазах мировой общественности с позорного 122-го места по данному критерию. Пока что на мнение инвесторов по этому поводу гораздо больше влияют скандалы с выселением жителей Бутова и Сочи.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать