Старый конь

Давненько автолобби не брало в руки шашек, в смысле ничего не просило у правительства. Последняя значимая просьба датирована весной 2005 г. Тогда автопром предлагал взимать запретительные таможенные пошлины с подержанных иномарок старше пяти лет, а не семи. На сей раз автомобилисты (гендиректор «Ижавто» Михаил Добындо, возглавляющий комитет ТПП по предпринимательству в автомобильной сфере, и гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, председательствующий в Объединении автопроизводителей России) предложили министру промышленности и энергетики Виктору Христенко ввести на ближайшие 2–3 года квоту на производство легковушек стандарта «Евро-2». В следующем году в России будут запрещены производство и ввоз машин, не соответствующих стандарту «Евро-3». Но автомобилестроители предлагают для «социально ориентированных» бюджетных автомобилей, например вазовской «классики», ввести квоту в размере 10% от объема рынка. Если проецировать эти данные на нынешний год, исключения могли бы быть сделаны более чем для 200 000 автомобилей. «АвтоВАЗ» эту идею уже поддержал.

«Классика» до сих пор является одним из основных товаров «АвтоВАЗа», на нее приходится более четверти продаж. За первую половину 2007 г. вместе с «четверками» сборки «Ижавто» было продано 90 159 таких автомобилей (данные «Авторевю»). Адаптация же автомобиля к стандарту «Евро-3» будет стоить около $600. Применительно к «классике» это означает рост цены на 10%. Этого небогатый покупатель может действительно не выдержать.

Как правило, предыдущие инициативы автолобби, как-то: драконовское повышение пошлин на подержанные иномарки или запрет правого руля, – вызывали негодование. Но сейчас уже не то время. Доминирование «нашемарок» уже никому не грозит. Зато 400 000–600 000 покупателей в совокупности сэкономят $240–360 млн. Правда, «АвтоВАЗ» это вряд ли спасет. Свой шанс, похоже, он упустил и теперь должен все начинать с нуля.