От редакции: Бренд «Россия»

Минэкономразвития внесло в правительство концепцию продвижения национального бренда и российских товаров. Цели у нее практические – нарастить экспорт, увеличить поток туристов, объем иностранных инвестиций и капитализацию российских компаний. Для этого предполагается создать целую имиджевую инфраструктуру.

Бренд «Россия» с паспортом, визуальными идентификаторами и т. д. будет продвигаться на основе «долгосрочных информационных кампаний», для каждой из которых будут создаваться специальные некоммерческие организации. Предлагается также переводить на иностранные языки планы развития, по которым живет страна, создавать ресурсы о России в интернете, возить иностранных журналистов по стране. Прямой господдержки коллективным брендам не обещают, но концепция предполагает, что им будут помогать участвовать в международных выставках и форумах, размещать рекламу в российских СМИ, работающих на зарубежную аудиторию.

У России плохой имидж в глазах потенциальных туристов, инвесторов и обывателей. Но выбранный подход вряд ли окажется эффективным. Многие страны рекламируют себя, но, как правило, концентрируются на конкретных сферах. Египет, Турция и Таиланд, например, – на туризме. То же делает и Великобритания, которая также рекламирует свои учебные заведения. Китай большую часть маркетинговых денег тратит на продвижение своей культуры и языка за рубежом и благотворительность в странах, где работают китайские компании, особенно в Африке. Попытка рассказать всем обо всем и сразу создаст не привлекательный, а абстрактный образ России. К тому же решение такой задачи, как создание национального бренда, требует объединения усилий не только ведомств, но и всех граждан, начиная с пограничников в аэропорту и милиционеров на московских улицах. А у нас даже разработкой концепции бренда «Россия» и созданием госкорпорации по улучшению имиджа занимаются разные департаменты Минэкономразвития независимо друг от друга.