Статья опубликована в № 2165 от 04.08.2008 под заголовком: От редакции: Как потратить

От редакции: Как потратить

В том, как устроен личный бюджет жителей разных стран, ярко проявляются различия не только в их доходах, но и в уровне материальной и духовной культуры. Голодное брюхо к учению глухо, твердили наши бабушки. И были правы – из опубликованного на днях доклада Всемирного банка «Паритет покупательной способности и реальные расходы» следует, что чем беднее страна, тем выше доля расходов на еду, а чем выше благосостояние, тем больше денег граждане тратят на культуру, образование и медицину, поскольку голодный желудок больше не мешает им задумываться о будущем.

Эксперты банка оценили расходы жителей более 150 стран мира по паритету покупательной способности (ППС), поскольку иначе невозможно сделать сопоставимыми цены на потребляемые в разных странах товары и услуги. Расходы разделили на 11 условных корзин: продукты, одежда и обувь, алкоголь и табак, коммунальные услуги, обустройство дома, транспорт, здоровье, образование, отдых и культура, коммуникации, отели и рестораны и прочие услуги.

В бедных африканских и азиатских государствах львиная доля затрат приходится на продукты, одежду и оплату коммунальных услуг, т. е. на простое физическое выживание. В развитых странах расходы более разнообразны. Сильнее всего по кошельку бьют траты на жилье и оплату коммунальных услуг (от 18% до 25%), а вместе с расходами на ипотеку эта цифра достигает 42% личного бюджета. Расходы на транспорт, здоровье и питание (по 9–13%) примерно одинаковы. Высок уровень личных расходов на образование (от 6% в Германии до 10% в Ирландии). На культуру и отдых европейцы тратят от 6% (Италия) до 11% (Австрия) личных доходов, на алкоголь и табак – от 2,2% (Франция и Италия) до 7% в Восточной Европе.

Личный бюджет россиянина устроен иначе. По данным исследования, 25% заработанных денег наш соотечественник тратит на еду, а 10,5% – на транспорт. По 9% уходит на коммунальные расходы и одежду, около 7,5% – на здоровье. На образование средний россиянин тратит лишь 5,6% своего бюджета. Почти столько же (по 6%) уходит у жителя нашей страны на алкоголь, культуру и отдых.

Украинцы меньше следят за модой – на одежду они тратят лишь 4% своего бюджета. А вот на продукты у них уходит 31% личных доходов. Транспорт съедает 10,5% бюджета среднего украинца, на здоровье и коммунальные услуги он тратит по 9%. При этом украинцы тратят на образование больше, чем россияне (9,5%), хотя пьют не меньше – расходы на выпивку у них достигают 5,2% семейного бюджета.

Жители Казахстана, судя по структуре их расходов, быстро движутся к европейским стандартам: хотя на еду пока еще уходит примерно 20% их личного бюджета, доли расходов на здоровье и образование достигают 10%, а траты на жилье и коммунальные услуги уже сопоставимы с развитыми странами (25%).

Метаморфозы, происходившие с личными кошельками россиян с августа 1998 г., отражают не только изменения в экономике страны, но и перемены в головах. В 1999 г., когда после кризиса начался рост доходов, первым делом увеличивалось потребление самых дешевых продуктов: хлеба, молока, растительного масла. Затем вырос спрос на более дорогие продукты питания. Дальше – больше: стали расти продажи бытовой техники, автомобилей, квартир.

Дача, машина, цветной телевизор – все, о чем мечтал советский человек. Теперь к списку прибавились регулярный отдых за рубежом, образование детей, карта в фитнес-клуб. Еще шаг – и люди задумались о будущем: некоторые начали покупать медицинские страховки, вкладываться в ПИФы, страховать жизнь.

Когда и эта часть пути будет пройдена большинством, граждане начнут задумываться о надежности всей системы. Не отберет ли заработанное государство или конкурент? Где защищать свои права? Как обеспечить сохранность сбережений? На этом этапе возникнет потребность в справедливом суде и политическом выборе, появится спрос на качественные государственные услуги.

Сколько времени займет насыщение? Доходы на душу населения по ППС в России – $11 861 – в четыре раза меньше, чем, к примеру, в Норвегии, где потребительские ценности уже уступили место духовным.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать