От редакции: Время помогать

Экономические проблемы заставляют людей сокращать расходы на подарки, но они по-прежнему готовы помогать ближним – даже незнакомым. В ответ на вопросы о том, как они распорядятся деньгами в предрождественское время, 71% взрослых американцев заявили о сокращении праздничного бюджета на время кризиса. Это результаты исследования, проведенного американской благотворительной организацией World Vision вместе с Harris Interactive. При этом 49% сказали, что предпочтут потратиться на благотворительность.

Прогнозы благотворительности в период кризиса, конечно, негативные. Но анализ ситуации за 40 лет, проведенный фондом Giving USA, показывает, что в годы, когда наблюдалась рецессия, пожертвования сокращались в среднем на 1% с учетом инфляции. Средняя величина пожертвования снижается довольно значительно (например, в 2002 г. по сравнению с 2000 г. – на 6,3%), зато растет число жертвователей.

В России в отличие от США частная благотворительность развита очень слабо. У нас до сих пор обязанность помогать вменялась как гражданами, так и (неявно) государством исключительно крупному бизнесу, который должен делиться, и без условий, в том числе налоговых освобождений. Сейчас, когда на дворе кризис, корпоративная благотворительность испытывает большие проблемы: компании стремятся сократить любые непрофильные расходы.

В ситуации кризиса желание помочь ближнему только растет, и мы в этом от американцев ничем не отличаемся. Но неразвитость частной благотворительности во многом вызвана незнанием, кому и как помочь. Государство могло бы сейчас взяться за эту коммуникационную, т. е. не очень дорогую, инфраструктуру.

Но у государства сейчас много других дел. Законопроект о налоговых льготах для благотворителей разрабатывается Минэкономразвития уже довольно давно, но все еще не прошел согласование в правительстве. И вряд ли он сейчас считается приоритетным. Общественная палата вместе с НКО и правительством разрабатывает Концепцию содействия развитию благотворительности; когда закончат, непонятно. Между тем благодаря кампании борьбы с «оранжевой угрозой» число благотворительных НКО в России сократилось за два года на 10%.