Мнения
Бесплатный
Александр Губский
Статья опубликована в № 2276 от 16.01.2009 под заголовком: Вещь недели: Автомобиль

Автомобиль

По итогам прошедшего года Россия, похоже, превзошла Германию и стала крупнейшим автомобильным рынком Европы – около 3,17 млн проданных машин. С учетом импортированных подержанных автомобилей – а как их не считать? Это в Западной Европе такого явления практически не существует, а российский рынок ежегодно пополняют сотни тысяч б/у иномарок из Европы, Японии и США.

Впрочем, мы оказались калифами на час: в условиях усугубляющегося кризиса продажи в России будут неуклонно снижаться. Пессимисты (или реалисты?) предсказывают, что в 2009 г. российский авторынок может сократиться на 50%.

Но кризис дает шанс – возможно, последний – российскому автопрому. Ослабление рубля и реальных доходов населения вкупе с увеличением пошлин на импортные авто возрождает интерес к автомобилям российских брендов (по некоторым прогнозам, в 2009 г. машины отечественных марок увеличат долю рынка с 50% до 70%). Вот только что это будут за автомобили?

Хватит ли у Renault и ее российских партнеров политической воли и денег, чтобы продолжать реформы на «АвтоВАЗе»? По собственному опыту общения с топ-менеджерами Renault могу сказать, что они понимают, что время «АвтоВАЗа» безвозвратно уходит и новые модели нужно запускать как можно скорее. Но обедневший российский покупатель будет готов довольствоваться и древней «классикой». Что выберут владельцы завода?

Есть ли у Олега Дерипаски ресурсы, чтобы удержать на плаву ГАЗ, а у менеджеров автозавода – умение оптимизировать издержки, чтобы предложить конкурентную цену на Siber? Чтобы Siber стал для нижегородского завода новой «Газелью», а не повторил печальный путь Chevy Viva.

Сможет ли «Соллерс» воспользоваться уникальным шансом и купить лицензии на производство автомобилей разорившегося SsangYong? Эта сделка может стать громче, чем покупка китайцами MG Rover: в том случае компаниям Nanjing и SAIC досталось не слишком новое оборудование и права на морально устаревшие модели, а «Соллерс» может за сравнительно небольшие деньги купить лицензию на новейшую платформу С200.

Вопросов пока больше, чем ответов. Мне хочется быть оптимистом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать