От редакции: Спрос или предложение

Потерянное десятилетие» – это пока не про нас. Это про японскую экономику, которая в 90-е гг. пережила кризис, превосходящий американскую Великую депрессию. Японцы тогда не сразу догадались, с каким глубоким спадом имеют дело, поэтому действовали примерно так же, как поступает сейчас российское правительство. И усугубили кризис.

На поддержку реального сектора Япония за десятилетие потратила больше 100 трлн иен, из-за чего пришлось все время наращивать государственный долг, который достиг 185% ВВП (для сравнения: в России – 4% ВВП). Но экономика за 10 лет выросла лишь на 1,5%. Неудивительно: для выхода из рецессии нужно поддерживать спрос, а не предложение, объясняют экономисты.

Искусственная поддержка неэффективных компаний плоха не только тем, что искажает конкуренцию и не дает обанкротиться неэффективным компаниям, которые оттягивают ресурсы из здоровой части экономики. Правительство сейчас поощряет предложение товаров, которые могут вообще не найти потребителей, поскольку это или сырье, или продукция с низкой степенью переработки. В перечне 295 кандидатов на господдержку самая многочисленная группа – это добывающие, металлургические и энергетические компании. Если они не смогут продать то, что произведут с помощью господдержки, они придут за деньгами опять.

Поддержка спроса, а не предложения – это снижение зарплатных налогов (чтобы у граждан не снижались доходы), налоговые каникулы для корпораций, субсидирование за счет бюджета процентных ставок по кредитам на покупку определенного товара (например, автомобилей), поддержка ипотеки, чтобы сохранить спрос на строительные услуги. Наконец, финансовая поддержка людей, потерявших работу.

А теперь внимание: на спасение экономики от кризиса наше государство потратит в разной форме 9,8 трлн руб. – около 20% ВВП. Из них на поощрение спроса идет меньше 4% (это снижение налога на прибыль, увеличение вычета по подоходному налогу, помощь ипотечным заемщикам, потерявшим работу, увеличение пособия по безработице, субсидирование ставки по автокредитам на отечественные автомобили). Противостоять лоббистам, требующим госпомощи, конечно, нелегко. Но японская история показывает, что раздача денег компаниям только усугубляет проблемы.