Опасная ампула

Вот идет человек по улице, к нему подходит незнакомец и протягивает конфетку. Вряд ли возьмет он у незнакомца конфетку, а уж тем более станет ее есть. От врачей же, людей в большинстве случаев малознакомых, тот же самый человек спокойно примет невесть какую химию – и не задумается. Так говорит мой добрый друг, реаниматолог с почти 40-летним стажем работы, когда объясняет важность сознательного доверия врачу.

Но если пациент врача хотя бы видит, хотя бы может, поглядев, усомниться в его квалификации, то фармацевтическая компания – огромная организация, в которой работает масса народу. Проверить поштучно все произведенные таблетки и ампулы невозможно, а некоторые лекарства смертельно опасны. К таковым как раз относится миорелаксант листенон, который российская фармацевтическая фабрика «Сотэкс» налила в ампулы вместо безобидного милдроната.

Фасовка фармацевтических препаратов принципиально ничем не отличается от фасовки картофеля или стирального порошка – разница только в том, что, если вместо картошки положить свеклу или вместо стирального порошка насыпать соли, большой беды не будет, да и потребитель заметит. Перед лекарством потребитель беззащитен; перед фальсифицированным лекарством беззащитен даже и врач, как ему ни доверяй.

Россия, наверное, навсегда отстала от фармацевтических лидеров; у нас почти нет лекарств собственной разработки – я вот знаю только арбидол, да и тому уже, кажется, лет двадцать исполнилось. Правительство, понимая, что не может обеспечить отрасль инвестициями в научную работу, сопоставимыми с теми, что делают фармацевтические компании (а это миллиарды долларов), сделало ставку на выпуск чужих известных препаратов, чтобы самому же себе снизить социальные расходы на больных и немощных, а заодно освоить относительно сложные технологии.

Что же, и это не выходит? На отечественную продукцию врачи и продвинутые больные (как их зовут медики, тяжело здоровые) и так соглашались со скрипом; после истории с листеноном вместо милдроната, боюсь, перестанут соглашаться вовсе. А без доверия потребителей, и это очевидно, фармацевтическую промышленность не поднять.