Для духовного окормления военнослужащих вовсе ни к чему было вводить институт армейских священников

В России появились армейские священники: с 1 декабря в Вооруженных силах введена должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими. А в 2010 г. в Министерстве обороны планируется создать управление по работе с верующими военнослужащими, которое может возглавить священнослужитель Русской православной церкви (РПЦ), заявил «Интерфаксу» начальник отдела Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил полковник Игорь Сергиенко.

Дискуссия о необходимости капелланов в Российской армии идет давно. В 2006 г. Главная военная прокуратура предлагала ввести этот институт для борьбы с дедовщиной. Иерархи РПЦ видят цель в другом – в духовном окормлении православных военнослужащих.

Эти две цели требуют разного воплощения. Дедовщина – это противоправные деяния, и борьба с ними не является функцией священства. При том что армейские психологи и воспитатели должны быть в части постоянно.

Для духовного окормления верующих военнослужащих (любой конфессии, не только православных) достаточно сделать так, чтобы военнослужащий имел свободу посетить церковь или встретиться со священником. Армия давно уже не против: около 2000 священников РПЦ окормляют военных на общественных началах. Штатные капелланы, возможно, нужны лишь в тех частях, которые воюют или находятся за пределами страны (но не факт, что зарплату им должно платить Минобороны), и то сложно будет учесть интересы всех конфессий.

В целом предлагаемая схема кроме духовного окормления православных даст РПЦ приоритетное право проповеди в массовой государственной структуре – в излюбленном нынешними иерархами формате бюрократического миссионерства.