Переплатила ли Россия за признание независимости Абхазии островом Науру

Во сколько обошлось России признание тихоокеанским островным государством Науру независимости Абхазии и Южной Осетии, стороны раскрывать не спешат. Ясно только, что звучавшая в прессе сумма в $50 млн скорее представляет собой заявку этого островного государства. Большая часть его 14-тысячного населения живет в Австралии в связи с приведением родины в непригодное для жизни состояние после того, как там были добыты все фосфориты. Следует прямо сказать, что заплатить за признание двух республик $50 млн – слишком дорого. Если уж поддержка Абхазии и Южной Осетии стала важной частью российской внешней политики, куда важнее потратить эти средства на эффективное восстановление Южной Осетии, добиться которого Москва до сих пор не в состоянии.

Однако если итоговая сумма составляет несколько миллионов долларов, во всяком случае не более $10 млн, то можно считать, что Россия не переплатила. Рынок признаний со стороны малонаселенных и бедных государств Тихого океана, Карибского моря, Африки и Латинской Америки был сформирован

в 80-е гг. Тайванем и КНР. Тайваню важно было, чтобы его признавал независимым государством хоть кто-то, а Китаю – чтобы таких стран не было, что привело к такому причудливому явлению в дипломатии, как торговля дипломатическим признанием. Многим странам, в том числе тому же Науру, удалось состричь шерсть с обоих, причем ставки достигали и $135 млн (для того же Науру со стороны КНР). Хотя многим хватало – как карибскому государству Сент-Люсия – построенной китайцами психбольницы и стадиона и проведенного тайваньцами интернета (после очередного зигзага сент-люсийской политики в китайском вопросе). Но к середине 2000-х гг. рынок увял в связи с достигнутым КНР явным экономическим и политическим превосходством – одной из последних сделок стала продажа тихоокеанским государством Кирибати своего признания тайваньским сепаратистам за $11 млн.

Признание Абхазии и Южной Осетии со стороны нескольких стран вроде Науру позволит России утверждать, что мировое сообщество не едино в этом вопросе, иметь аргументы в некоторых судебных тяжбах с Грузией и демонстрировать симметричность своих позиций с действиями Запада в отношении Косова, которое хоть и признано примерно 60 государствами, причем серьезными, с международно-правовой точки зрения не сильно отличается от Абхазии. Это вполне стоит нескольких миллионов, но не десятков миллионов долларов.