Статья опубликована в № 2509 от 17.12.2009 под заголовком: Компания недели: «Еврокоммерц»

Историей взлета и падения "Еврокоммерц" напоминает финансовую пирамиду

Арбитражный суд Москвы по иску неизвестного ООО «Трейд хауз» ввел процедуру наблюдения в отношении факторинговой компании «Еврокоммерц». Ее банкротство обещает стать одним из крупнейших и самых скандальных в России: у компании около 3000 кредиторов. Долги, по последней доступной отчетности за I квартал 2009 г., – 38,1 млрд руб.

Четырехлетняя история взлета и падения «Еврокоммерца» напоминает историю пирамид начала 1990-х. С той лишь разницей, что создатели пирамид вроде МММ заманивали наивных вкладчиков обещаниями золотых гор, а создатели «Еврокоммерца» обставили процесс более красиво, завернув в блестящую обертку и пригласив влиятельных партнеров. Контрольный пакет в ЗАО «ФК «Еврокоммерц» получил Russia New Growth Fund (RNGF) под управлением Troika Capital Partners (по 50% у «Тройки диалог» и Temasek). Они вложили в RNGF по $75 млн, затем подтянулись ЕБРР, Goldman Sachs, AXA Private Equity, Fleming Family & Partners. «Хорошая команда – у ребят глаза горели», – объяснял президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов. Участие в проекте известных компаний добавляло покупателям облигаций «Еврокоммерца» комфорта.

Начали за здравие. В отчетности за первое полугодие 2008 г. «Еврокоммерц» сообщил, что работает более чем с 24 000 компаний в России, Казахстане и на Украине. Он превращался в крупного рыночного заемщика, стремительно наращивая активы: к октябрю 2006 г. – 3,2 млрд руб., к апрелю 2009 г. – 36,3 млрд руб. «Еврокоммерц» был готов платить до 16% по своим бумагам, а в 2006–2007 гг. на рынке не хватало инструментов с высокой доходностью.

В линейке продуктов «Еврокоммерца» были «безлимит» и «экстренный»: компания отказалась от понятия «лимит финансирования», а инвесторы могли получать до 95% денег сразу по факту отгрузки в течение шести часов. Факторинг «Еврокоммерца» инвесторы прозвали «деньгами по факсу». Компания выдавала деньги по звонку, не дожидаясь документов, подтверждающих поставку, а потом, если получала эти документы, не проверяла действительность уступаемых денежных требований. Менеджеры «Еврокоммерца» просто наращивали портфель, чтобы удачно продать компанию.

Но они не успели, кризис помешал. Подвела погоня за капитализацией, объяснял председатель совета директоров «Тройки» Рубен Варданян. Оценка компании зависела от прибыли и объема портфеля. Раздавая кэш клиентам, менеджеры «Еврокоммерца» рассчитывали снять сливки по итогам года, но осенью стало ясно, что не удастся ни IPO провести, ни продаться стратегу.

«Еврокоммерц» – лишнее подтверждение тому, что инвесторы по примеру вкладчиков МММ еще очень долго будут верить, что в России, ничего не делая, можно быстро заработать фантастические деньги.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать