«Имеди» напомнила о творчестве Уэллса

Показанный 13 марта в прайм-тайм по крупнейшему грузинскому телеканалу «Имеди» репортаж о выдуманном теракте в Цхинвали, который якобы вынудил российские войска вновь выступить на защиту непризнанной мировым сообществом Южной Осетии и физически уничтожить президента Грузии Михаила Саакашвили, наделал немало шуму не только в Грузии, но и в России. Он стал отличным напоминанием о том, что «войны слов» в современных условиях зачастую предрешают исход действительных сражений.

Многие в Грузии, хорошо помня о событиях лета 2008 г. и марше российских танков на Тбилиси, приняли все за чистую монету и стали готовиться к худшему. В Москве глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев назвал произошедшее провокацией, за которой стоит лично Саакашвили ввиду своей заинтересованности в постоянной мобилизации общества и дискредитации оппозиции. Лидер оппозиции Нино Бурджанадзе, незадолго до «теракта» встречавшаяся в Москве с Владимиром Путиным, в репортаже упоминалась в качестве главы правительства, пришедшего на дулах российских танков.

Инсценировки, подобные показанной в эфире «Имеди», относятся к классике жанра. Первым опытом, имевшим такой же, если не еще больший, эффект, была радиопостановка «Войны миров» Герберта Уэллса (любимого, к слову, в Советском Союзе, так что маленькие Миша и Костя вполне могли слышать о ней в своем детстве). Во время трансляции ее первого эпизода 30 октября 1938 г. было объявлено о высадке на Землю марсиан и начале войны с ними. Министр внутренних дел США обратился в радиопостановке к нации и выразил уверенность, что «марсиане не пройдут», что, впрочем, имело только обратный эффект. В Штатах повсюду началась нешуточная паника (заметим, что до начала Второй мировой войны оставалось меньше года).

 В случае «Имеди» с инициативой о номинации на премию «ТЭФИ» в жанре «Специальный проект» никто не выступил да и вряд ли сделает это в будущем. Креатив имеет все шансы остаться неоцененным по причине контекста, в котором сделан «репортаж с места событий». Многие как в Грузии, так и в России в нем увидели попытку манипуляции общественным мнением.

В Грузии подобное обвинение звучит серьезно. По рейтингу «Журналистов без границ» за 2009 г. страна с 18,83 балла (баллы даются за наличие проблем – убийства журналистов, факты цензуры и т. д., т. е. чем их меньше, тем лучше) находится в середине списка и постепенно движется вверх. Россия же с 60,88 балла находится в самом его низу, причем от года к году ее оценки становятся все хуже. Иными словами, подозрения в манипуляции СМИ, которые в Грузии расцениваются как нечто из ряда вон выходящее и скандальное, в России воспринимаются само собой разумеющимися. Можно себе представить в России скандал по поводу использования телеканалов для пиара президента или премьер-министра или дискредитации оппозиции? Вряд ли. Скандалом здесь будет как раз любая попытка сделать обратное.

И еще одно соображение о контексте репортажа «Имеди». Войне августа 2008 г. предшествовала серия провокаций с обеих сторон. Тогда объектами манипуляции, т. е. сознательного введения в заблуждение посредством искажения доступной информации, было руководство России и Грузии, а не их население. То есть роль СМИ на том этапе была минимальной. В той «оперативной игре» России сопутствовал относительный успех, ибо грузинское руководство поддалось на провокации. Сейчас в качестве объекта провокаций и с той и с другой стороны выступает население. Видимо, грузинское руководство решило взять реванш за относительную неудачу полуторагодовой давности. Осознает ли оно, кому брошен вызов и какой пропагандистской машине придется противостоять? Машине пропаганды и манипуляции, которую специалисты по достоинству считают одной из лучших в мире. Время петь песню безумству – и храбрых, и тех, кто им противостоит.