Европейская мечта уходит в прошлое

Европейская валюта временно спасена: Греция сегодня не объявит дефолт, выданной помощи хватит, чтобы расплачиваться с кредиторами еще несколько месяцев. Но европейская мечта как модель развития, похоже, похоронена.

Два года назад мы наблюдали крушение американской мечты – модели рыночного капитализма, которую проповедовали США и которой пытались следовать другие страны. Финансовый кризис заставил правительства пойти на национализацию и предоставить сотни миллиардов долларов госпомощи частным компаниям, доказав непригодность нынешней модели капитализма как образца для подражания.

Вторая волна кризиса подрывает европейскую мечту, которая была ориентиром для всех, кто верил в способность разных наций объединяться. И объединяться не для войны, а для строительства совместной, разумно обустроенной жизни. Тот факт, что полтора десятка государств смогли возвести общий дом, в котором живут по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», – это ли не сбывшаяся мечта человечества? Объединение стран со справедливой социальной системой, верховенством закона, прав и свобод, тесной экономической интеграцией и эффективным наднациональным управлением – вот она, европейская мечта.

Она так близка многим, потому что очень точно отражает запросы современного человечества: базируется на гуманистических ценностях и идее всеобщей взаимосвязанности, характерной для эпохи глобализации. Но сочетать «шведский социализм» с мексиканским уровнем развития экономики не получается, как ни крути. Европейская экономическая модель не привела к успеху. Дело не только в транжирах-греках. Европа всегда делилась на эффективные, дисциплинированные северные страны и государства юга, которые строили социальное государство по скандинавскому типу, а работали, как привыкли.

Если европейский экономический эксперимент провалится, то европейская мечта, наверное, все равно будет жить в сердцах людей. Хотя бы как противопоставление индивидуализму, национализму, превосходству силы над законом и социальному неравенству.