Надежды на успешное расследование гибели пяти журналистов невелики

Следственный комитет возобновил вчера расследование дел о гибели пяти журналистов, убитых в 2001–2005 гг. за профессиональную деятельность: Валерия Иванова, Алексея Сидорова, Вагифа Кочеткова, Натальи Скрыль и Эдуарда Маркевича. Дела возобновили после встречи главы комитета Александра Бастрыкина с делегацией комитета по защите журналистов (CPJ), члены которой сообщили новую информацию об этих преступлениях. «Руководство Следственного комитета отчетливо понимает <...> что, выполняя свой профессиональный долг, журналисты нередко подвергаются угрозам», – гласит официальное заявление ведомства. Раньше СКП возобновил дело по факту смерти Юрия Щекочихина, коллеги которого уверены, что семь лет назад его отравили.

Надежда на объективное расследование нападений на всех 19 журналистов, которые упоминаются в списке CPJ (среди них Пол Хлебников, Анна Политковская и Михаил Бекетов), возродилась. Однако есть сомнения, что убийцы и заказчики будут наказаны. По данным Союза журналистов России, в 1993–2009 гг. при разных обстоятельствах погибли 158 наших коллег, до суда дошли 43 дела.

Заявление Следственного комитета контрастирует со словами представителя МВД Валерия Грибакина, который заявил в феврале 2009 г.: «Чаще всего такие преступления [убийства и нападения на журналистов] совершаются на бытовой почве». Разнобой не способствует координации работы и качественному расследованию. Но возможно и иное: правоохранители транслировали очередной сигнал сверху. Проблема в проходимости сигналов. Личный контроль руководителей ведомств не гарантирует эффективного расследования громких дел «по горячим следам». Часто энергия, необходимая для активной работы следователей, оперативников и экспертов, уходит на громкие заявления. Как в анекдоте советских времен: весь пар уходит в гудок. О раскрытии убийства Сидорова объявил в 2003 г. министр внутренних дел Борис Грызлов, но затем в суде выяснилось, что обвиняемый Евгений Майнингер оговорил себя под пытками. Генпрокуроры Владимир Устинов и Юрий Чайка лично контролировали расследование дел Хлебникова и Политковской, подсудимых оправдали. Сейчас остается надеяться, что подчиненные Бастрыкина воспринимают его заявления как руководство к действию, а не как ритуал.