Украинский парламент перестает быть местом для дискуссий

Эксперты-политологи о том, что означает для страны решение Конституционного суда Украины.

Конституционный суд (КС) Украины отменил политическую реформу 2004 г., ограничивавшую полномочия президента. В КС решили, что рассмотрение и принятие этой реформы прошло с нарушениями, а значит, закон не имеет силы. Таким образом, на Украине вновь вступила в действие Конституция 1996 г., а форма правления стала из парламентско-президентской президентско-парламентской.

Комментирует директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский:

Вернуться к Конституции 1996 г. [президент Украины Виктор] Янукович хотел изначально. Цель, по сути, была одна — упростить жизнь тем, кто у власти. Теперь Украина представляет собой президентско-парламентскую республику с суперсильной президентской составляющей. С такими полномочиями уже не нужно ни с кем договариваться, идти на уступки коммунистам, без лишних обсуждений принимать свои же решения. Украинский парламент перестает быть местом для дискуссий.

В Евросоюзе, скорее всего, будут этим поворотом недовольны. Но все зависит от того, как поведет себя Янукович, как он будет использовать объем полномочий и в каких целях. Если он будет действовать в интересах европейских структур, европейских компаний, то в Евросоюзе могут закрыть на это глаза.

Комментирует директор аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов:

Вряд ли это вызовет нарекания со стороны Евросоюза — это абсолютно нормальная Конституция. Возвращение президентской власти в этом конкретном случае означает устранение перекоса в Конституции в сторону парламента. И это не так плохо. Реформу 2004 г. приняли во время оранжевой революции — когда власть шла на уступки коалиции. Коалиционный парламент тормозил принятие важных решений.

Полномочия президента Украины и президента РФ теперь вполне сопоставимы конституционно, но не на практике. В России полномочий больше: президент РФ может снимать и назначать мэров. Хотя в США, которые, как и Россия, являются федеративной республикой, о такой опции не может идти и речи.