Как сексуальный скандал может помочь оздоровлению экономики Евросоюза

Вот и не верь Фрейду, утверждавшему, что миром правит секс. Движимый порывом страсти, директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан поставил на карту не только собственную карьеру, но и судьбу мировой экономики в целом и греческой в частности.

Это если, конечно, верить обвинению; адвокаты Стросс-Кана говорят, что директор обедал с дочерью.

Чем бы ни закончилось разбирательство, президентом Франции он уже вряд ли станет; и скорее всего, с поста главы МВФ его тоже попросят уйти. Слишком много накопилось у 62-летнего политика сомнительных историй, связанных с женщинами. В 2007 г., когда Стросс-Кана выбирали на пост директора-распорядителя МВФ, газета Liberation писала: «Единственная проблема Стросс-Кана – его отношение к женщинам. С ними он слишком настойчив».

Единственное слабое звено, как и положено по закону подлости, подвело в самый неподходящий момент – в разгар долгового кризиса в Европе, требующего активного участия МВФ. В воскресенье Стросс-Кан должен был прилететь в Берлин для встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, а в понедельник – в Брюссель на встречу министров финансов стран еврозоны, где должна была обсуждаться судьба Греции. Эта страна как никогда близка к дефолту, несмотря на то что входит в зону евро: инвесторы оценивают его вероятность в 85%. Но МВФ и Евросоюз упорно пытаются его не допустить, отрицая реальное положение дел.

Официальные власти этого и не признают, но очевидно, что беспрецедентная финансовая помощь в 110 млрд евро, предоставленная Греции год назад МВФ и Евросоюзом, была ошибкой.

Денег никто особо и не увидел: предполагалось, что средства будут привлечены под гарантии ЕС и МВФ через правительственные облигации, но инвесторы их не стали покупать. Доходность по греческим десятилетним облигациям к концу апреля достигла 14,9% – даже в мае прошлого года, в момент самой сильной долговой паники, ставки поднимались лишь до 11,2%. Финансирование страны сорвалось, а в бюджете Греции на 2012–2013 гг. образовалась дыра в 60 млрд евро.

Европейские чиновники говорят, что МВФ не выделит денег Греции в этом году, если в стране не будет разработан четкий план по ликвидации этого дефицита. Но такой план, даже если и появится, вряд ли будет выполнен. Программа «строжайшей бюджетной экономии» в обмен на кредиты почти сразу забуксовала.

Расходы нельзя сокращать без конца, а роста доходов как не было, так и нет. Греки предпочитают закрывать бизнес, смеются над призывами правительства помочь стране уплатой налогов, а самый популярный вопрос – как вывести из страны личные сбережения.

Тем временем долг Греции вырос более чем до 140% ВВП. И что бы ни говорили официальные лица, никакие кредиты МВФ не убедят инвесторов, что долг размером в полтора ВВП в стране, которая не готова экономить, можно поддерживать и обслуживать, не говоря уже о том, чтобы начать его сокращать. Если долг не будет продлен или списан, все экономические достижения Греции еще много лет будут сводиться лишь к выплате процентов по существующим обязательствам.

Россия смогла погасить долг сопоставимых размеров, накопленный к концу 1998 г., только спустя восемь лет и исключительно благодаря дорогой нефти. В Греции, как известно, есть все – кроме нефти. И греки категорически не хотят страдать за ошибки своего правительства и трудиться ради выплаты долгов. Большинству очень нравится лозунг греческих коммунистов: «Мы не будем платить за их кризис».

Европейские чиновники ожидали, что Стросс-Кан в Брюсселе убедит правительства стран Евросоюза выделить Греции еще один кредит для выживания в 2012–2013 гг. Он обладает большим влиянием и часто был арбитром в непростых отношениях глав европейских государств. Но инцидент в нью-йоркском отеле этому помешал.

Может, и к лучшему. Возможно, благодаря этому дефолт и реструктуризация греческого долга все же состоятся. А это хоть и горькое, зато лекарство.