Мария Эйсмонт: Право знать

Подмосковная газета «Жуковские вести» решила выяснить, каким образом неработающая жена начальника горкомимущества приобрела в собственность кусок городского парка под строительство многоэтажного жилого дома. Журналисты обратились в администрацию города с просьбой предоставить документы, на основании которых был сделан землеотвод.

Но начальник управления градостроительства Жуковского Дмитрий Лощинин прислал удивительный ответ на запрос редакции: «Статья 39 закона о СМИ устанавливает право редакции запрашивать информацию и обязанность органов местного самоуправления предоставлять информацию. В полученном запросе содержится просьба предоставить копии документов. Это дает основание полагать, что редакция выходит за пределы своей компетенции <...> и предоставление копий документов будет являться нарушением законодательства...»

Главный редактор обратилась в суд с иском к администрации, но суд отказал в удовлетворении иска, тем самым фактически засекретив открытые документы и признав, что они не являются информацией. Позднее областной суд подтвердил решение городского суда, отклонив апелляцию журналистов.

Это не первое странное, если не сказать больше, решение жуковского судьи Лады Сорокодумовой. Прошлой осенью она рассматривала дело о скандальных выборах мэра в этом подмосковном городе в 2009 г. и постановила, что массовые фальсификации на избирательных участках – как, например, доказанное голосование 500 человек в больнице, где в то время лежало 200 пациентов, – являются «незначительными нарушениями».

Решение суда по иску «Жуковских вестей» может стать опасным прецедентом: теперь любой российский чиновник сможет, ссылаясь на опыт Жуковского, отказаться обнародовать открытые документы, скрывая от налогоплательщиков серые и черные схемы распределения бюджетных денег и муниципальных земель. Они, конечно, это делали и раньше, но постановление суда помогает легитимизировать эту, по сути, противозаконную практику.

В отсутствие независимого судопроизводства единственным шансом защитить свое право запрашивать и получать информацию о деятельности тех, кто живет на наши налоги, остается широкая и резонансная общественная кампания. Пятнадцать независимых издателей из российских регионов – от Улан-Удэ до Ростова-на-Дону – уже отправили идентичные запросы в администрацию Жуковского, требуя предоставить им копии тех же документов. В случае отказа, утверждают некоторые из них, они готовы также обратиться в суд.

Но этого мало: в борьбу за право граждан знать, чем занимаются чиновники, должны включиться и федеральные СМИ и депутаты, и общественные деятели. Тем более что схема, по которой жена начальника горкомимущества получила кусок земли в рекреационной зоне, сама по себе достойна широкой огласки. Как утверждают проводившие расследование журналисты «Жуковских вестей», земля была выделена для эксплуатации бетонного забора, оформленного как объект недвижимости, и, прежде чем перейти к супруге чиновника, принадлежала фирме, записанной на психически больного человека.